Азербайджан: плебисцит против “плебисцита”

Нурани

Азербайджан готовится к референдуму по внесению изменений в Конституцию страны. На многих перекрестках уже появились “агитационные плакаты”, исполненные в лучших советских традициях: белые буквы на кумачовом фоне. Правда, призывают теперь принять участие в референдуме, а не “отдать голоса нерушимому блоку коммунистов и беспартийных”.

По AzTV-1 регулярно выступают депутаты парламента, “разъясняющие” населению суть предложенных поправок. Оппозиция, в свою очередь, готовится в оставшиеся до 24 августа дни развернуть акции протеста. А власти страны уже обратились к международным организациям с призывом направить наблюдателей за процессом волеизъявления граждан. Ответа пока не поступило.

По мнению большинства наблюдателей, результаты референдума в Азербайджане спрогнозировать нетрудно, а вот предсказать возможную реакцию международных наблюдателей, а тем более ее политические последствия, куда сложнее. Как известно, повлиять на результаты волеизъявления, а следовательно, и заработать обвинения в недемократичности плебисцита можно и без прямой подтасовки бюллетеней. И в планах предстоящего референдума нетрудно найти те самые “уязвимые места”. Слишком сжатые сроки подготовки плебисцита, группировка нескольких поправок в Конституцию в одном вопросе, спорный состав избиркомов, права местных наблюдателей – список “болевых точек” можно продолжать до бесконечности. В поведении официального Баку не заметно даже косвенных признаков обеспокоенности возможной негативной международной реакцией.

Во-первых, к негативным отзывам международных наблюдателей нынешней президентской команде не привыкать. Так было в 1995 и 2000 годах на парламентских выборах, президентские выборы 1998 года тоже не стали исключением. А в 1993 году, когда сначала пришедшая к власти команда Гейдара Алиева инициировала референдум о доверии, вернее, недоверии президенту Азербайджана Абульфазу Эльчибею, а затем, уже 3 октября 1993 года, в стране состоялись внеочередные президентские выборы, оба плебисцита влиятельные международные организации попросту проигнорировали – тут уже сомнения вызывала сама по себе законность их проведения.

Наконец, сам факт внесения изменений в Конституцию “освящен” именем Совета Европы. А то, что “под шумок” власть проводит и поправки, существенно урезающие возможности оппозиции воспользоваться парламентскими методами борьбы, – так это, по мнению властей, уже не важно. Однако попытки укрепления позиций власти путем инициирования поправок в Конституцию могут оказаться и весьма опасной игрой. Достаточно вспомнить печальный опыт Беларуси, где несколько лет назад тоже прошел референдум по внесению изменений в конституцию страны. В частности, на основе его результатов были продлены полномочия президента Лукашенко и учреждена верхняя палата парламента. Однако мировое сообщество легитимности этого “плебисцита” не признало, Беларусь лишилась статуса спецприглашенного в ПАСЕ, а Лукашенко стали именовать “де-факто президент Беларусь”. Конечно, “беларусский вариант” в Азербайджане вряд ли повторится, но вот относиться к возможной критике международных наблюдателей по принципу “поговорят и забудут” тоже не стоит.

Особенно теперь, когда на части территории Азербайджана, не контролируемой законным правительством – в Нагорном Карабахе, – готовятся к собственному “плебисциту” – “президентским выборам”. И тоже намерены пригласить “независимых наблюдателей”: несмотря на все старания, “вытащить” на них представителей серьезных международных организаций до сих пор не удавалось. Накануне “выборов” на армянских сепаратистов обрушился впечатляющий град неприятных сюрпризов. Только за последние дни свое негативное отношение к предстоящему политическому фарсу сначала высказал Евросоюз, а затем Совет Европы. И это, скажем так, не может не радовать. Но вот в чем проблема. В любом парламенте есть те, кого в Великобритании по традиции именуют “заднескамеечниками” – малозаметные депутаты, пытающиеся всеми силами привлечь внимание к собственной персоне.

Несмотря на весь либерализм политической жизни стран Европы и широчайшие возможности для участия в “большой политике”, войти в число реальных “игроков первого состава” удается далеко не всем. Кто-то в таком случае решает попробовать себя на ином поприще, кто-то тихо-мирно довольствуется ролью “заднескамеечника”, а кто-то пытается всеми силами привлечь к себе внимание. Самый надежный способ тут – это участие в громкой политической кампании: защита прав сексуальных меньшинств, требование разрешить аборты или запретить их, наказать священников-педофилов или “защитить честь католической церкви”… К подобного рода инициативам относится и “защита интересов многострадального армянского народа” – кадры армянских лоббистов вербуются по большей части из “заднескамеечников”. А структуры типа ПАСЕ, с весьма аморфными полномочиями, но солидным медиа-потенциалом – для “заднескамеечников” прямо-таки манна небесная.

И вот тут начинается самое интересное. Назначение на пост докладчика ПАСЕ по Азербайджану Андреаса Гросса показало, какую активность в вопросах, связанных с Азербайджаном, проявляет “армянское лобби”. Понятно, что проведение “президентских выборов” в НК, даже на фоне четкой негативной реакции значительной части европейского политического истэблишмента, не может не повысить интереса к карабахской проблеме вообще. И если на этом фоне в кулуарах ПАСЕ появятся документы, где Азербайджан будет вновь подвергнут критике за нарушение норм демократии и прав человека, то о таком “пиаре” армянское лобби может только мечтать. Такое развитие событий создаст прямо-таки неограниченные возможности для политических спекуляций, что, мол, в Азербайджане, где нарушаются права самих азербайджанцев, рассчитывать на соблюдение прав этнических армян не придется.

Сказать, что такие разговоры могут повлиять на результаты урегулирования, значит, ничего не сказать, пусть даже номинальная территориальная целостность нашей страны будет объявлена ненарушенной. Напомним: посредники из Минской группы небезызвестный принцип “общего государства” характеризовали как “творческий подход к идее единого государства”. Так что неприятные сюрпризы уже не только для Армении, но и для Азербайджана тут более чем вероятны. А цена той самой “политической стабильности” в Азербайджане в очередной раз может оказаться слишком высокой.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: