Р.ОРУДЖЕВ
Накануне, впервые через два месяца после начала трагических событий в Нардаране, МВД и Генпрокуратура, которым было поручено провести обстоятельное расследование всех причин произошедшего, опубликовали свою итоговую оценку. В этом заключении содержится ряд неточностей фактического характера, на которые “Эхо” уже обратило внимание в предыдущем номере. Возможно, это, равно как и другие позиции идеологического характера, включенные в заявление, заставили представителей общественности выступить вчера с пессимистическими оценками в адрес официального резюме.
Сопредседатель СДПА Зардушт Ализаде сравнил текст обнародованного документа с теми объяснениями, которые распространило в СМИ руководство Кремля в январе 1990 года после кровавой расправы над жителями Баку. “По тому заявлению также оказались виноватыми во всем “экстремисты”, которые “стреляли” по введенным войскам. И тогда тоже оказались “замешаны заинтересованные внешние и внутренние силы”, и “исламский фундаментализм” тоже был выведен причиной. Эту полную аналогию отношения Горбачева и советских высших органов власти к населению Баку мы сегодня наблюдаем в отношении Гейдара Алиева, МВД и Генпрокуратуры к населению маленького села.
Это проистекает только из того, что сами они свой служебный долг не выполняют. Алиев на законные социальные требования жителей села отвечает пулями. И обвинения в их адрес в дестабилизации, в экстремизме, в связях с зарубежными какими-то центрами, с каким-то религиозным советом ничего не стоят. Если люди просят хлеба, работы, газа и света, это означает, что они – экстремисты? Моя позиция такова: это заявление – точная копия отношения Горбачева и советских органов власти к законному возмущению жителей Баку в январе 1990 года.
Обвинения в адрес хаджи Джебраила и еще нескольких нардаранцев – это ложь, от начала и до конца”. Обвинения правоохранительных органов, выдвинутые против проживающих в Hардаране лиц, должны быть доказаны – таково общее мнение, высказанное вчера лидерами оппозиционных партий (“Туран”). Лидер партии “Мусават” Иса Гамбар считает, что обвинения в связях с иностранными экстремистскими организациями и службами не должны стать причиной репрессий против всего населения поселка. Иса Гамбар отверг обвинения властей в адрес оппозиции, которая, якобы, поддерживала нардаранцев с целью ввести в заблуждение общественное мнение. Председатель верховного совета Демпартии Hуреддин Мамедли назвал заявление далеким от “реальности”. Он не исключил, что власти предпримут силовые меры против жителей поселка.
Мамедли также отверг обвинения в том, что оппозиция была заинтересована в обострении ситуации в Hардаране, преследуя собственные цели. Лидер “классиков” Мирмахмуд Миралиоглу считает, что заявление МВД и Генпрокуратуры было написано в администрации президента. По его словам, власти не могут найти выхода из сложившейся ситуации и потому ищут виновных за пределами страны. Интереснее всего было ознакомиться с мнением хаджи Джебраила Ализаде, руководителя Объединения Баку и деревень, который был назван в заявлении одним из тех, кто находится в розыске и соответственно обвиняется в организации столкновений 3 июня. “Это весьма безграмотное заявление. Даже не похоже на то, что оно написано на уровне министра. Но если это действительно так, то заявление показывает лишь их неумение работать. Кроме того, там я и еще двое нардаранцев объявляются в розыск. Вообще-то разыскивают обычно скрывающихся людей, а наше местонахождение всем известно, мы сидим на площади Имама Хусейна. Это еще раз показывает беспомощность нашего МВД и Генпрокуратуры, они не могут приехать и забрать нас”.
Как сообщил “Эхо” один из старейшин хаджи Гаджиага Нуриев, сегодня, в 10.30 в Нардаране пройдет большая пресс-конференция с участием правозащитников и, предположительно, представителей дипкорпуса, на которой будут даны детальные оценки по всем пунктам, приведенным в заявлении МВД и Генпрокуратуры. “Сначала мы ознакомились с заявлением со слов своих односельчан вечером 1 августа после намаза. Затем народ начал стекаться на площадь Имама Хусейна. Собравшиеся оценили это заявление как полностью надуманное, далекое от правды, которым МВД и Генпрокуратура попытались снять с себя ответственность за учиненные кровавые события. Люди выразили сожаление тем, что составители этого заявления даже не потрудились избежать фактических противоречий.
Не так давно замгенпрокурора Рамиз Рзаев в интервью газете “Азадлыг” заявил, что нет никаких фактов об отношении к событиям в Нардаране зарубежных государств, искать следы их деятельности абсурдно. А буквально два дня тому назад следственная группа распространила заявление в эфире ANS о том, что до сего дня в ходе расследования не обнаружено ни одного факта, указывающего на “иранский след” в событиях в Нардаране. Они опровергают собственные же заявления. Все это представляет большую опасность для государства, так как эти ведомства – МВД и Генпрокуратура – уже теряют контроль над собственными заявлениями. Подобные вещи способны лишь вконец испортить общественно-политическую ситуацию в стране.
Хотя всего этого можно было бы избежать путем переговоров. Действия МВД и Генпрокуратуры свидетельствуют о том, что они готовятся к увеличению масштабов своих преступлений”. Как ни удивительно, но, по словам Г.Нуриева, у самих нардаранцев это заявление ничего, кроме смеха, не вызывает. Не ощущается волнения и тревоги. В распространенном пресс-релизе Комитета защиты прав нардаранцев при Хельсинкской гражданской ассамблее говорится, что своим заявлением МВД и Генпрокуратура демонстрируют свою приверженность шантажу и ведению идеологической войны против собственных граждан.
Во вчерашнем заявлении Объединения Баку и деревень говорится о том, что главы двух ведомств посчитали нужным рассказать о стрессе, перенесенном бывшим представителем районной власти в Нардаране Фазилятом Мирзоевым. Однако не нашлось места рассказу о том, как вследствие событий 3 июня пятеро нардаранских женщин родили мертвых младенцев.
Опровергается сообщение о том, что нардаранцы требовали у государства выдачи им крупных денежных сумм. “Наоборот, это мэр Баку Гаджибала Абуталыбов во время первой своей встречи с населением села обещал им выдать деньги под проценты на восстановление хозяйств”. Объединение призывает главу государства создать независимую следственную группу для правдивого освещения произошедших событий.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год