И.АГАЕВА
Не так давно в Барселоне состоялась международная конференция по проблеме СПИДа. О докладах и отчетах, представленных на форуме, в которых содержались и данные по Азербайджану, мы уже сообщали. При этом удивление вызывало то обстоятельство, что на конференцию не поехали представители Национального центра по борьбе со СПИДом. Как выяснилось, в Барселоне побывали представители других структур – главврач Бакинского кожно-венерологического диспансера Агшин Кенгерли и координатор по “скорой помощи” Азербайджанского представительства Федерации Международного Красного Креста и Полумесяца Амина Джаббарова.
Как сообщил “Эхо” А.Кенгерли, прошедшую в Барселоне конференцию от предыдущих форумов отличало то, что в ней участвовали не только врачи, социологи, психологи, но и сами ВИЧ-инфицированные. По словам участника, на форуме выступили даже всемирно известные политики – экс-президент США Билл Клинтон, лауреат Нобелевской премии Нельсон Мандела. Сама конференция проводилась при финансовой поддержке Евросоюза, Всемирного банка, USAID, корпораций Microsoft, Roshe, GlaxoSmithKline, Канадской международной организации развития. А.Кенгерли отметил, что в Барселоне рассматривались возможности снижения вреда от заболевания. На конференции были обнародованы три программы.
Первая – эффективная работа с наркоманами. Участники сошлись во мнении, что если нет возможности избавить их от дурного пристрастия, надо хотя бы обеспечить их стерильными одноразовыми шприцами. Этим можно снизить риск заражения СПИДом. Вторая программа – использование метадона. Метадон тоже наркотик, но более мягкий и принимается прероральным путем, т.е. в виде таблеток. В данном случае отпадает необходимость прибегать к шприцу. Это, по мнению экспертов, еще один метод предупреждения распространения ВИЧ-инфекции. И, наконец, третий способ снижения риска – усиление пропаганды по использованию контрацептивных средств при половом контакте вне семьи. По словам А.Кенгерли, все перечисленные программы направлены на снижение вреда от СПИДа.
“Да, – признает азербайджанский медик, – сегодня мы не в состоянии остановить распространение ВИЧ-инфекции, но замедлить этот процесс можем. Надо только не пренебрегать средствами защиты и понять свою ответственность перед близкими”. Важным аспектом барселонского форума главврач Бакинского кожно-венерологического диспансера считает единое мнение по вопросу необходимости анонимного и поголовного обследования населения на предмет ВИЧ-инфицированности. По словам А.Кенгерли, в отличие от Запада, где эта задача успешно решается, в Азербайджане такого охвата пока нет. По словам венеролога, в Азербайджане есть определенная категория лиц, которые в обязательном порядке проходят обследование на ВИЧ.
Это лица, стоящие на учете. Но есть и профессии, представители которых тоже в обязательном порядке проходят обследование. Это работники сферы услуг – повара, служащие ресторанов… “Есть и группа лиц, которых желательно было бы проверить, – сказал А.Кенгерли. – Это люди, по роду деятельности часто выезжающие за рубеж, – экспедиторы, водители. Это касается и беременных женщин”.
Говоря о представительницах древнейшей профессии, венеролог с сожалением отметил, что они зачастую остаются вне контроля. “Наш диспансер проверяет легально выезжающих, тех, кто едет по официальному приглашению. Такие в обязательном порядке проходят обследование. А как проверить тех, о ком вы говорите? Нет правовых основ подвергнуть их принудительной проверке. Они выезжают нелегально или по гостевой визе”. В свою очередь Амина Джаббарова рассказала о том, что ее, как и других участников-волонтеров, расселили рядом с больными СПИДом. “Некоторые из них были раздражены нарушением их анонимности.
Другие – наоборот, были открыты для общения. Например, я познакомилась с гражданином Иордании. Как он рассказал мне, будучи по делам в Индии, попал в автокатастрофу и ему пришлось сделать переливание крови. Она оказалась кровью ВИЧ-инфицированного человека. Разумеется, он этого не знал. Приехав на родину, через некоторые время решил по делам выехать в Саудовскую Аравию. Сдал кровь на анализ. Анализ подтвердил положительный результат на ВИЧ. Это было шоком и трагедией для него. Жена развелась с ним. Мало того, она еще рассказала о случившемся всем. От него отвернулись близкие. Он стал изгоем, чувствует себя никому не нужным, опустошенным…”.
По словам А.Джаббаровой, в Иордании, как и во многих других странах, существует “стигма”. Стигма – позор, клеймо на человеке. В Иордании 4 миллиона населения, а ВИЧ-инфицированных – 40-60. Врач назначает время посещения одному пациенту в 10 часов, другому – в 12 и т.д. Т.е. чтобы больные не видели друг друга и не имели возможность познакомиться. А.Джаббарова говорит о том, что стигма присуща и азербайджанскому обществу. Это приводит к тому, что люди с ВИЧ опасаются нарушить свою анонимность, так как боятся преследования, брезгливого отношения окружающих, потери близких. Эта проблема, отметила А.Джаббарова, также обсуждалась на конференции. Участники ее сошлись на том, что страх перед дискриминацией может помешать этим людям обратиться за лечением или открыто признать свой статус ВИЧ-инфицированных.
Они могут не получить доступа к услугам по уходу за здоровьем либо быть лишены возможности иметь жилье и работу, их могут сторониться друзья и коллеги, им может быть отказано в получении страховки или во въезде в другую страну. Бывает и так, что их выгоняют из дома члены семьи, от них требуют развода, их подвергают физическому насилию или даже убивают. А.Джаббарова сообщила о том, что на конференции выступил представитель женевского Глобального фонда по малярии, туберкулезу и СПИДу. Эта структура финансирует проекты по названным направлениям.
Высоко отозвался этот представитель, как отметила А.Джаббарова, об Армении и Грузии, которые активно участвуют в разработке соответствующих программ. Что касается Азербайджана, то Амина Джаббарова выразила сожаление, что азербайджанский Минздрав интереса и инициативы в плане подготовки программы борьбы со СПИДом не проявляет. “А ведь у нас положение в этой области не менее драматичное, чем у наших соседей, – подчеркнула участница конференции. – И средства Глобального фонда можно было бы направить на просветительскую работу, оказание реальной помощи ВИЧ-инфицированным”…
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год