Нардаран готов к митингу

Р.ОРУДЖЕВ

Вчера около 12.30 произошел второй со времени наступления относительного затишья в Нардаране арест местного жителя. Напомним, первое тревожное известие поступило в субботу 27 июля, когда полицией был арестован и вывезен в 12-е отделение Сабунчинского районного управления полиции Мирзаага Мовлумов, получивший огнестрельное ранение в лицо в памятную ночь 3 июня. Вчера же в соседней Маштаге был задержан и без всяких объяснений увезен в то же отделение Васиф Алиев, направлявшийся в Баку.

О последней новости стало известно корреспонденту “Эхо”, выехавшему в Нардаран для оценки ситуации накануне бессрочного митинга, который жители поселка намерены начать сегодня вечером. Васиф Алиев, по мнению местного аксакала хаджи Джебраила Ализаде, арестован неспроста. Его отец Вагиф Алиев в ночь на 4 июня получил тяжелые увечья от рук сотрудников правоохранительных органов, устроивших побоище в Нардаране. Впоследствии его долго убеждали “признаться”, что раны нанесены не полицейскими. Но уговоры не подействовали на Вагифа Алиева, поэтому был найден другой метод – арест сына. По словам Дж.Ализаде, сразу после ареста Васифу объявили, что сделано это, чтобы за ним явился отец.

Между тем в целом обстановка вокруг Нардарана и даже на его окраинах никак не напоминает о длящемся около двух месяцев противостоянии жителей с властями. От постов не осталось и духу, работают магазины, множество автомобилей из столицы движутся в сторону нардаранских пляжей. Но все меняется по мере приближения к центру села, где собственно и разворачивались трагические события начала июня. У обочины дороги, огибающей центральную площадь Имама Хусейна, по-прежнему лежат перевернутые, сгоревшие и уже успевшие проржаветь остовы полицейских машин и автобусов, как напоминание о том, какой силы столкновения здесь произошли. В центральном парке у площади несли сидячую вахту более сотни мужчин сел, от подростков до аксакалов. Несмотря на обеспокоенность новыми арестами, никто из присутствовавших особой тревоги не выказывал. Через дорогу виднелась распахнутая дверь местного административного здания.

Вдоль одной из аллей парка темнели провалами 24 могилы, вырытые нардаранцами за последние недели. Из бесед с аксакалами стало ясно – жители спокойны, потому что решение уже принято. Сегодня в 18.00-18.30 на площади Имама Хусейна соберется все взрослое население села, включая женщин и пожилых людей. По словам хаджи Джебраила, вечернее время выбрано прежде всего для того, чтобы в акции протеста могли участвовать все жители Нардарана, днем занятые на работе. “…Мы выступаем с прежними требованиями, – говорит хаджи Джебраил. – Власти должны признать незаконными аресты наших жителей, и выпустить их на свободу без всяких условий. Наказание должны понести все сотрудники исполнительных и правоохранительных органов, затеявших бойню в Нардаране. Кроме того, в силе остаются все наши прежние требования об улучшении социально-экономических условий жизни в селе”.

Аксакалы недоумевают, что мешает президенту принять небольшую группу их представителей и попытаться разом решить все имеющиеся противоречия. Никак не способствуют оздоровлению ситуации отдельные высказывания чиновников о том, что в Нардаране есть еще около 15 человек, подлежащих арестам “за организацию столкновений”, или о какой-то причастности некоторых жителей к перевороту, который, якобы, готовил из Москвы экс-президент Аяз Муталибов. Не говоря уже о двух последних арестах, 27 и 30 июля. Между тем никак не изменились условия жизни нардаранцев, несмотря на многочисленные акции протеста, проводимые ими по этому поводу, начиная с октября 2000 года. Кстати, не следует забывать, что жители села всегда настаивали и на том, что события 3 июня стали прямым следствием именно социальных протестов. Единственным исключением можно считать относительно стабильную подачу электроэнергии в село. Пожалуй, только этим Нардаран выделяется в ряду других сельских регионов страны.

“Да и то, – говорит хаджи Джебраил, – электричество можно назвать нашим единственным завоеванием, цена которому – акции протеста, которые мы проводим уже несколько лет”. Газ в поселок не подается уже с начала зимы. Исключение составляют лишь около 30-40 домов на окраинах Нардарана, где время от времени подается слабый напор. При этом в селе постоянно проживает около 8 тысяч человек. “Что касается средств к существованию, – говорит хаджи Джебраил, – раньше нардаранцы зарабатывали на жизнь преимущественно за счет выращивания растений в теплицах. Но в последние годы, после прихода Гейдара Алиева к власти, обеспечение светом и газом таково, что 90% теплиц уже пришли в негодное состояние. Других способов заработка в селе нет. Разве мы не требуем обеспечить соблюдение наших конституционных прав? Говорят, что мы стреляли по полицейским 3 июня – а где эти стволы? Кто-нибудь их может сегодня нам показать? А у нас есть около 30 человек, раненых огнестрельным оружием. И сегодня их принуждают написать, будто это следы ударов от камней, или от металлических предметов”.

После разговора с местными жителями мы направились к зданию представительства районной власти. В единственной из открытых комнат за телевизором и домино коротали время двое полицейских. Один из них отрекомендовался как местный участковый, майор полиции Балоглан Агабалаев. Сославшись на то, что работающий здесь представитель Сабунчинской районной власти уехал на обед, участковый отказался выразить свое мнение по поводу намеченного митинга, и о том, как поведет себя в этой ситуации полиция Сабунчинского района. Единственное, что удалось вытянуть у Б.Агабалаева, это то, что “ситуация в селе нормальная, все в порядке”.

При этом далеко не все в порядке из-за неясного отношения властей к сегодняшнему митингу – за разрешением к мэрии Баку нардаранцы не обращались, считая предстоящую акцию лишь частью своих продолжающихся не первый месяц протестов. Хотя вчера из информированных источников “Эхо” стало известно, что разгона митинга в Нардаране не ожидается. Вчера в течение всего дня телекомпания ANS передавала информацию о том, что намечены переговоры с жителями Нардарана, в которых “в качестве посредника от аппарата президента участвует Яшар Оруджев, работающий в ИВ Сабунчинского района. Он приезжает в Нардаран от имени главы президентской администрации Рамиза Мехтиева”. Однако, как заявил “Эхо” вчера вечером заведующий общественно-политическим отделом администрации президента Али Гасанов: “Никому никакой доверенности на ведение переговоров от имени аппарата президента не давали. Но ситуация в поселке постоянно отслеживается и изучается, чтобы не дать ей выйти из-под контроля”.

…В 00.00 со слов нардаранского аксакала хаджи Гаджиаги Нуриева стало известно, что вечером из 12-го отделения Сабунчинского РУП был освобожден задержанный днем Васиф Алиев. Он сообщил односельчанам, что его весь день продержали в отделении без объяснений. Арестованный 27 июля Мирзаага Мовлумов остается в отделении.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: