Р.ОРУДЖЕВ
Вчера в Тегеране началось 7-е заседание рабочей группы прикаспийских государств, которое продлится до 30 июля. Азербайджанскую делегацию на встрече возглавляет замминистра иностранных дел Халаф Халафов. Как сообщили вчера “Эхо” в Посольстве Азербайджана в Иране, наша делегация состоит из восьми специалистов, в числе которых вице-президент ГНКАР Хошбахт Юсифзаде, а также экологи, транспортники и т.д. Наиболее представительную группу прислала Россия – 12 человек, от Туркменистана и Казахстана присутствуют по два эксперта.
Первым на заседании выступил глава МИД Ирана Кямал Харрази. Министр, передает ИРНА, подчеркнул, что Иран считает наилучшим выбором при определении правового статуса Каспия дальнейшее совместное использование ресурсов моря. Министр заявил, что, по мнению Ирана, соблюдение прикаспийскими странами существующего правового режима, основанного на договорах 1921 и 1940 годов между Ираном и СССР, станет важнейшим фактором для расширения сотрудничества на Каспии. Односторонние действия и соглашения, противоречащие принципу общего согласия сторон, не только не приведут к решению проблем Каспия, а, напротив, в некоторых случаях создадут обстановку непонимания и сомнений. Далее Харрази отметил: “К счастью, в течение последнего года мы были свидетелями расширения сотрудничества между прикаспийскими государствами, в частности в области переговоров по определению правового статуса Каспия. Однако уровень достигнутых успехов нельзя считать удовлетворительным”.
По мнению Харрази, в деле сотрудничества между странами, расположенными на побережье Каспия, имеются две проблемы: первая связана с необходимостью использовать все имеющиеся возможности для устранения разногласий, а вторая – быть готовыми решать возможные трудности в будущем. Харрази подчеркнул, что общие интересы сторон, с одной стороны, а также общие угрозы – с другой, как никогда ранее обязывают прикаспийские государства сотрудничать друг с другом. Харрази подчеркнул, что Иран всегда выступал в поддержку продолжения переговоров и решения проблем Каспия на основе общего согласия сторон и заявлял о своей готовности, проявляя добрую волю и уважая интересы других прикаспийских государств, рассмотреть любые предложения, касающиеся правового статуса Каспийского моря, в том числе и предложение о разделе моря с минимальной долей Ирана в 20%. По завершении торжественной части, сообщили в Посольстве Азербайджана, эксперты разделились на несколько рабочих групп по принципу специализации, и началось обсуждение.
Переговоры проходили за закрытыми дверьми. Ожидалось, что по завершении первого дня переговоров перед делегатами вновь выступит Кямал Харрази. Согласно сообщению РИА “Новости”, спецпредставитель президента России по Каспию Виктор Калюжный в ходе заседания в понедельник намеревался обсудить в Тегеране проблемы правового статуса водоема и раздела его дна. В настоящее время проблема статуса Каспия связана в первую очередь с проблемой собственности на природные, прежде всего богатые энергетические, ресурсы, находящиеся под его дном. С октября 1992 года состоялось несколько пятисторонних встреч прикаспийских государств – России, Ирана, Азербайджана, Казахстана и Туркменистана, но окончательного решения так и не было принято. Россия, Азербайджан и Казахстан выступают за раздел дна в соответствии с принятыми в международной практике нормами по срединной линии, оставляя водную поверхность в общем пользовании.
Иран в свою очередь настаивает на принципе кондоминиума (общего владения морем), а если это невозможно, то на делении Каспия по принципу равных долей – по 20% каждой стране. Новый же статус должен быть принят на основе консенсуса всех пяти прикаспийских государств. Подход России к решению этой проблемы в целом и возможных спорных вопросов о национальной принадлежности разрабатываемых месторождений на основе двусторонних компромиссов разделяют в последнее время Азербайджан и Казахстан. Позиции трех стран отражены в подписанных в январе 2001 года заявлениях о принципах сотрудничества на Каспийском море. В последнее время позиция Туркменистана также заметно приблизилась к российской.
Ашгабат выступает за секторальное деление и дна Каспия, и его водной толщи, исходя из существующих государственных границ с выделением в центре моря 20-мильной зоны для свободного судоходства. От первого саммита “каспийской пятерки” в Ашгабате ждали если не окончательного разрешения, то хотя бы заметного продвижения в сторону урегулирования проблемы правового статуса Каспия. Однако прорыва не получилось. Более того, лидеры пяти государств не поставили свои подписи под, казалось бы, готовым проектом совместной декларации. Проблем оказалось, как в этом сознались сами лидеры, больше, чем они полагали.
…Помимо вопросов статуса, в программе двухдневного заседания в Тегеране также обсуждение экологических проблем, охраны и воспроизводства природных и рыбных запасов моря. Кроме того, в рамках этого заседания предусмотрена работа специализированных комитетов по транспорту и энергетике. Как заявил ранее в интервью РИА “Новости” руководитель рабочей группы МИД РФ по Каспию Андрей Урнов, Россия выступает за поэтапное решение проблем Каспийского моря. В настоящее время практически все стороны заинтересованы в неотложном решении наиболее актуальных экологических и рыбоохранных проблем, не дожидаясь определения правового статуса моря, отметил Урнов. Что касается ожиданий, связываемых с проходящими консультациями по Каспию, то, как отметили в нашем посольстве, “прогнозы давать нецелесообразно”. Одно известно с точностью – каких-то основополагающих соглашений по Каспию от этой встречи ждать не приходится.
Достаточные сомнения в большом успехе 7-го заседания экспертов внушает вновь подтвержденная Харрази позиция Ирана о признании принципа кондоминиума либо равноценного деления водоема как максимально допустимых уступок этой страны. Хотя дипломатические источники отмечают, что на переговорах по проблеме статуса Каспия на двустороннем азербайджано-иранском уровне в последнее время наметилось продвижение.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год