“Мы выполнили долг, несмотря на указания Ниязова”

Н.ГУЛИЕВА, Н.АЛИЕВ

Ровно две недели прошло с трагедии на танкере “Генерал Шихлинский”, когда пожар в машинном отделении судна стал причиной гибели 6 моряков. На прошлой неделе танкер был отбуксирован из Туркменбаши в Баку, и Каспийское морское пароходство планирует отремонтировать его на одном из бакинских судоремонтных заводов и вновь ввести в эксплуатацию до конца 2002 года.

Между тем комиссия Каспара продолжает выяснять причины взрыва на судне, опрашивая оставшихся членов экипажа. В беседе с журналистами глава Каспара Айдын Баширов категорически опроверг версию теракта на корабле, хотя первоначально командированная в Туркменбаши комиссия пароходства говорила именно об этом. Замначальника пароходства Рафаэль Рахманов даже заявлял телекомпании ANS, что туркменские правоохранительные органы чинят препятствия расследованию, проводимому азербайджанскими экспертами. “В течение двух дней мы не могли попасть на судно. Для этого необходимо было получить разрешение местных правоохранительных органов”, – отметил Р.Рахманов. Впоследствии представители Каспара старательно избегали разговоров о возникших проблемах в Туркменистане, ссылаясь на то, что, дескать, уже все нормализовалось.

Причем настолько, что после прибытия тел погибших моряков в Баку президент страны Гейдар Алиев и А.Баширов направили президенту Туркменистана Сапармурату Ниязову и руководству порта Туркменбаши благодарственное письмо. Как стало известно “Эхо”, почти во всех правительственных газетах Туркменистана вышли публикации о том, “как благодарны азербайджанский народ и его президент Туркменбаши за помощь”. И именно эти статьи побудили одного из участников спасательных работ на танкере “Генерал Шихлинский” написать письмо с описанием того, какую “помощь” в действительности оказывал азербайджанским морякам С.Ниязов. Отметим, что письмо, подписанное Рахманом Байджановым, было отослано по электронной почте представителям туркменской опозиции, а уже через них попало к нам в редакцию…

То, что С.Ниязов почему-то невзлюбил азербайджанцев, известно давно, причем этого не скрывает и сам Туркменбаши. К примеру, об “особом” отношении туркменского руководства к азербайджанцам говорят записи Батыра Мухаммедова, бывшего генерального директора бюро “Комсомольской правды” в Туркменистане, эмигрировавшего в Россию в июне 2001 г. Он описал в интервью Правозащитному центру “Мемориал” условия содержания заключенных в колонии общего режима в поселке Шагал (на востоке Туркменистана).

Так вот, по словам Б.Мухамедова, во второй половине 2000 г. в колонии ЛВ-К/12 содержалось от 35 до 45 иностранных граждан, включая и трех граждан Азербайджана, которые “подвергались наиболее жесткому обращению”. Но факты, приводимые Р.Байджановым в своем письме, гораздо страшнее. Приведем строки из этого письма. “Никогда не думал, что наберусь смелости написать… Терпение лопнуло, когда несколько дней назад Ниязов приказал немедленно отправить горящий азербайджанский танкер назад и не вступать ни в какие контакты с азербайджанцами. Я больше 20 лет проработал в системе транспортной прокуратуры и был ошеломлен указаниями, которые позднее поступили “сверху”, о том, как нам следует себя вести: не допускать контактов азербайджанских следователей с рабочими порта, настаивать на скорейшей отбуксировке танкера в Азербайджан, никому не давать никаких разъяснений и ничего не комментировать, говорить только, что у нас в Туркменистане такого никогда не случалось и не случится, поэтому трагедия на танкере – это исключительно азербайджанская проблема и т.п.”.

Судя по этой информации, очевидно, что Ниязова особо беспокоило то, какой урон имиджу порта Туркменбаши может принести трагедия на азербайджанском танкере. И вот почему. В нефтеналивном порту Туркменбаши не оказалось спецтехники для тушения пожаров. Поскольку, отмечает Р.Байджанов, в свое время Ниязов отказался ее приобрести. “Ниязов уже нашел виноватых, в том числе и с туркменской стороны. А ведь это он ограничил финансирование деятельности портовых служб до опасного предела. Мы знаем, что Ниязов заплатил около 50 миллионов долларов за два французских вертолета для своих прогулок, а оплатить покупку спецтехники отказался. Поэтому люди боролись с пожаром на азербайджанском танкере как придется. Вернее, как могли – изо всех сил”. Как нам удалось выяснить, Бакинский порт на сегодняшний день располагает более 20 суднами, используемыми для тушения пожаров, и нередко их арендуют у нас порты соседних государств. При этом, по словам одного из экспертов по морскому делу, хотя бы пару подобных судов должен иметь каждый порт.

То, что в Туркменбаши их не оказалось могло значительно осложнить возможности быстрого тушения пожара, – отмечает эксперт. Кроме того, этот факт действительно наносит ущерб имиджу туркменского порта. Но еще больший урон мог бы нанести скандал с официальным Баку в случае, если туркменская сторона продолжила бы создавать проблемы азербайджанским морякам. Видимо, С.Ниязов это учел и изменил свою политику. Хотя простым туркменам, участвовавшим в спасательных работах на танкере, “попалось по первое число”. По словам Р.Байджанова, после трагедии на азербайджанском танкере многие работники хякимликов, велаятской прокуратуры лишились работы за “непонимание политики Туркменбаши в Каспийском регионе”. Хотя эти люди выполняли свой долг, борясь одновременно с пожаром и с дикими приказами своих начальников. “Непонятно, почему Туркменбаши принял благодарность азербайджанского народа на свой счет, о чем уже написали все газеты.

А сам в то же время ни словом не обмолвился в адрес своих сограждан, которые честно выполняли свой долг, – пишет Р.Байджанов. Я уверен, что мои мысли разделяют все, кто был участником ликвидации последствий аварии на азербайджанском судне и кому не стыдно ни перед своей совестью, ни перед своими детьми за проделанную работу”. При этом следует отметить, что в Каспаре отказались прокоментировать сведения, предоставленные Р.Байджановым. Оно и понятно. Ведь азербайджанские танкеры продолжают заплывать в порт Туркменбаши и пароходство старается огородить азербайджанских моряков от новых проблем.

Но все же хотелось бы довести до оставшихся в живых членов экипажа “Генерал Шихлинский” и до семей погибших моряков заключительные слова из письма Р.Байджанова: “Хочу принести извинения азербайджанским коллегам за то, что не смогли до конца быть верными профессиональной солидарности. Увы, в Туркменистане сегодня в моде другие клятвы”…

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: