Эльмира АХУНДОВА, журналист
Баку-Ялта-Баку
Накануне саммита глав государств – членов ГУУАМ – ряд средств массовой информации, особенно российских, делали довольно пессимистические прогнозы о судьбе и перспективах данного объединения. Слухи о скорой кончине ГУУАМ усилились после того, как стало известно о решении Узбекистана приостановить свое участие в мероприятиях организации. Именно поэтому многие СМИ заранее окрестили Ялтинский саммит знаковым: президентам, собравшимся в историческом Ливадийской дворце, предстояло решить поистине гамлетовский вопрос: быть или не быть объединению, чья звучная аббревиатура в свое время наделала немало шума на международных политических перекрестках.
1. Против кого дружим?..
С момента своего образования ГУУАМ утверждался как новая политическая платформа для выхода ряда постсоветских стран из-под опеки России. Позже появились конкретные экономические интересы – Украина начала активно продвигать идею создания зоны свободной торговли в пределах ГУУАМ, Азербайджан вдохновил своих партнеров проектом Евроазиатского нефтетранспортного коридора, а международное сообщество всерьез заинтересовалось перспективой превращения стран-членов ГУУАМ в ключевое связующее звено между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом. Однако ощутимых результатов сотрудничество в рамках ГУУАМ, по мнению наблюдателей, пока не принесло. Как самокритично признали сами участники саммита, до сих пор было больше громких деклараций и встреч представителей на различных уровнях, нежели практической работы по реализации взаимовыгодных программ и проектов. Не способствовали эффективной работе ГУУАМ и аморфность объединения, нерешенность организационных аспектов и координационных механизмов работы.
Кроме того, если в первоначальных целях объединения и была антироссийская составляющая, то она существенно ослабла после прихода к власти Владимира Путина, а также после событий 11 сентября. Теплее стали отношения России и Азербайджана, в том числе и в вопросах сотрудничества в энергетической сфере. Украина недавно подписала с Россией соглашение о создании на паритетных началах международного консорциума по использованию украинской газотранспортной системы. Президент Молдовы и вовсе считается одним из самых пророссийски настроенных глав государств СНГ. Он, кстати, наиболее резко критиковал на пленарном заседании неэффективную работу ГУУАМ и выражал обеспокоенность по поводу того, что Молдова пока весьма слабо взаимодействует со странами этого объединения в торгово-экономической и энергетической сферах. В то же время, вопреки прогнозам, которые накануне саммита давали российские СМИ, – о возможности выхода Молдовы из объединения, – Владимир Воронин четко заявил о своей заинтересованности в нем.
“Мы считаем, что должны участвовать везде, где есть экономические интересы нашей страны. Для Молдовы представляет большой интерес “транспортный коридор” в рамках ГУУАМ и зона свободной торговли”, – cказал Воронин журналистам. Как бы там ни было, оставшиеся в ГУУАМ четыре государства, а точнее, их лидеры были поставлены перед необходимостью доказать свою жизнеспособность. И, надо сказать, что к решению этой задачи они подошли весьма серьезно. Первой ласточкой стало открытие информационного офиса организации в Киеве, в то время как положение о нем еще только предстояло подписать в Ялте. Настоящим прорывом следует назвать и пакет из девяти документов, подписанных в Ливадийском дворце.
2. Пациент скорее жив
Безусловно, главный документ “ялтинского пакета”, о котором не преминули с “чувством глубокого удовлетворения” упомянуть все президенты, – это Соглашение о создании зоны свободной торговли. Так, по мнению Э.Шеварднадзе, “это большое достижение и большой толчок к укреплению организации”. А всеукраинская газета “День” приводит по этому поводу мнение директора Института политического анализа и международных исследований Сергея ТОЛСТОВА: “Является очевидным, что проект зоны свободной торговли в СНГ исчерпал себя, – говорит он. – Но возникновение зоны свободной торговли в ГУУАМ, если оно будет реализовано, позволяет Украине и другим участникам объединения пяти государств ставить вопрос коллективного подписания соглашения о создании зоны свободной торговли с ЕврАзЭС.
Эта возможность является, по крайней мере, более реалистичной, чем односторонние попытки Украины инициировать создание зоны свободной торговли в СНГ”. Заставить соглашение работать призваны созданные в рамках ГУУАМ отраслевые рабочие группы в области транспорта, энергетики, экономики, связи и информационных технологий, а также Деловой совет, учрежденный руководителями торгово-промышленных палат объединения. Безусловно, серьезного внимания заслуживают также “Декларация об общих усилиях по обеспечению стабильности и безопасности в регионе” и “Соглашение о сотрудничестве в сфере борьбы с терроризмом, организованной преступностью и иными опасными видами преступлений”. Эти документы должны положить начало новому, до сих пор отсутствовавшему в деятельности ГУУАМ аспекту безопасности.
Нововведение актуальное, учитывая не только тенденции мировых процессов после 11 сентября, но и реалии жизни четырех из пяти стран-участниц объединения. В первую очередь речь идет о Грузии с абхазской проблемой, Азербайджане – с Нагорным Карабахом, Узбекистане – с исламистскими группировками. Кроме того, Молдова также заинтересована в сотрудничестве, которое помогло бы ей решить проблему Приднестровья. Кстати, отвечая на мой вопрос, заданный на итоговой пресс-конференции, о том, в какой степени подписанные в Ялте документы могут способствовать разрешению вооруженных конфликтов на территории стран-членов ГУУАМ, президент Азербайджана сделал очень жесткое и принципиальное заявление. Г.Алиев подверг критике позицию международных организаций, в частности, Минской группы ОБСЕ, которая фактически уравнивает в правах жертву и агрессора, не предпринимает активных шагов по обузданию агрессии и освобождению оккупированных азербайджанских территорий.
“В связи с этим возникает вопрос, действительно ли все малые и большие государства, а также международные организации стоят на позициях незыблемости международных прав, прав государств на суверенитет и территориальную целостность?”. Конечно, самое перспективное направление сотрудничества в рамках ГУУАМ – это взаимодействие в сфере энергетики, в частности, реализация проекта Евроазиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК), по которому планируется доставлять высококачественную каспийскую нефть в страны Восточной и Центральной Европы. Грузия заинтересована в этом проекте как транзитная держава, а Украина, кроме того, еще и как собственник двух реально действующих, но не полностью загруженных участков – паромной переправы Одесса – Поти, нефтетерминала в порту “Южный” и пока “сухого” нефтепровода Одесса – Броды.
По информации газеты “День”, по время недавнего визита премьер-министра Украины А.Кинаха в Грузию он предложил грузинской стороне принять участие в консорциуме по управлению нефтепроводом Одесса-Броды и одновременно попросил ее содействия Украине для участия в реализации проекта Баку – Джейхан, признанного в мире в качестве основного маршрута каспийской нефти в Европу. Проблему ЕАНТК прокомментировал председатель правления ОАО “Укртранснафта” Александр ТОДИЙЧУК:
– Главная проблема для Евроазиатского нефтетранспортного коридора – это создание грузопотока. Нужно найти в Европе покупателя для нефти, которая может пройти по транспортному коридору. Но рынок настолько жестко распределен, что это непросто. В нашем случае помешала уверенность – стоит построить трубу, как заказчик найдется. Тем временем нас на международном рынке очень долго просто не воспринимали. Но сейчас мы сумели проложить мост между реальными нефтяными грузопотоками и реализацией проекта Одесса – Броды и уже действуем по всем западным стандартам на этапе готовности трубопровода. Сейчас мы ощущаем заинтересованность со стороны западных компаний. Посол США по особым поручениям в каспийском регионе Стив Манн месяц назад сказал, что Америка отдает предпочтение двум трубопроводам.
Номер один для нее – это Баку – Джейхан, номер два – это Одесса – Броды и далее в Европу. Эта мысль и ранее муссировалась на узких технических конференциях с участием экспертов. И в Хьюстоне, и в Лондоне подчеркивалось, что Украина первой создала байпас (обходной путь) вокруг Босфора. Теперь же эта мысль впервые прозвучала для широкой публики, и это хороший сигнал, означающий, что мы не конкурируем и не вступаем в противоречия с политикой крупнейших держав мира и поддерживаемыми ими проектами. Кстати, президент Молдовы В.Воронин на саммите выразил недовольство по поводу того, что его страна до сих пор не задействована в проекте ЕАНТК. В ответ Леонид Кучма пригласил Молдову быть полноправным участником этого процесса, то есть членом консорциума по созданию транспортного коридора Одесса-Броды-Гданьск.
Однако Воронин продолжал настаивать на своем: мол, все же было бы лучше, чтоб транспортный коридор проходил и по территории его страны. Накануне саммита украинские СМИ распространили информацию о том, что приехавший в Ялту спецпредставитель госдепартамента США Уильям Тейлор заявил о том, что его страна готова оказать поддержку странам ГУУАМ в реализации амбициозных проектов, в том числе и финансово. На пресс-конференции я спросила президента Украины, когда подобная поддержка может стать реальностью. Л.Кучма ответил, что степень участия стран, в частности, США будет зависеть от того, насколько участники объединения ГУУАМ продемонстрируют серьезность своих намерений.
А Э.Шеварднадзе от имени своих коллег пообещал, что они сделают все, дабы международные организации признавали их как серьезную силу. По всей видимости, будут также задействованы рычаги воздействия на Узбекистан, чтобы не допустить его окончательного выхода из ГУУАМ. Поиску таких рычагов посвящено и турне министра финансов США по ряду бывших советских республик. На прошлой неделе Пол О’Нил посетил Киев, а на этой неделе он побывал в Кыргызстане, Узбекистане и Грузии. После его визита, прогнозируют политологи, Узбекистан должен определиться со своей позицией относительно членства в ГУУАМ.
Да и конструктивные решения Ялтинского саммита могут вдохновить Ислама Каримова на пересмотр своего решения. Кроме того, вполне вероятно, что после подписания Соглашения о статусе наблюдателей объединение пойдет “в рост”. В конечном итоге все будет зависеть от того, в какой степени лидерам ГУУАМ удастся задействовать потенциал регионального сотрудничества и претворить амбициозные устремления в конкретные результаты.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год