Обрыв в визуальной памяти допускать нельзя

Д.КАРАКМАЗЛИ

“Моя трагедия как кинооператора в том, что технические возможности киностудии “Азербайджанфильм” не позволяют мне, собственно, как и другим коллегам, до конца реализовать свой творческий потенциал”, – заявил “Эхо” лауреат госпремии Кянан Мамедов, в багаже которого работа над 18 художественными фильмами.

– То обстоятельство, что вы сегодня являетесь не только кинооператором киностудии “Азербайджанфильм”, но и главным оператором ANS, нельзя расценивать как измену?

– Я был и остался кинооператором киностудии “Азербайджанфильм”. Это моя приоритетная работа и я везде так представляюсь. И в то же время я – главный оператор ANS-TV. Я не хочу делать сейчас больших различий между кинооператором и телеоператором, но считаю, что работа в кино – более приближена к искусству и требует глубокого проникновения в материал. А на ТV я продолжаю реализовывать свои творческие порывы. Возглавляя операторский департамент телеканала, я помогаю молодым операторам найти себя, стараюсь приобщать их к тем фундаментальным знаниям, которые сам получил во ВГИКе.

– Какое на сегодняшний день кино вы продолжаете снимать?

– До развала студии, когда производство было достаточно сильным, я активно снимал по два художественных фильма за год. В 1990-м, к примеру, я снял – “Убийство в ночном поезде” и “Семь дней после убийства”. Затем, была картина “Комната в отеле” режиссера Расима Оджагова, документальный фильм “Деде Горгуд”, в 2000-м начал снимать картину “Колдун” Октая Миркасимова.

– Больной вопрос для киношников – сторонник ли вы передачи отрасли кино под крыло Министерства культуры?

– Кино – самостоятельная отрасль, которую желательно не стеснять рамками Минкультуры. Возможно, ее следовало акционировать, или создать кинокомпанию, или придать ей какую-то иную форму, не знаю. Сегодня кино действует в рамках Минкультуры и с этим приходится считаться. Бесспорно, кинематограф нужен Азербайджану. У нас свои традиции в кино, свои достижения. Наши фильмы получали и продолжают получать призы на международных фестивалях. Словом, в Азербайджане есть большой потенциал для создания качественной кинопродукции.

Кино, как известно, документ времени. Я не хочу быть патетичным, но через 20-30 лет о сегодняшнем Азербайджане, взаимоотношениях, жизненных коллизиях будут судить по нашим фильмам. И потому, убежден, что информационный обрыв в визуальной памяти ни в коей мере допускать нельзя. Миру интересен Азербайджан, мироощущения азербайджанца. А чтобы полноценно показать это, нужен кинематограф – подарок судьбы, которым мы, к счастью, располагаем и который мы должны во чтобы то ни стало хранить и развивать.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: