М.БАГИРОВ, Н.АЛИЕВ
Азербайджану крайне необходима правовая база в области предотвращения совершения терактов с использованием гражданских самолетов. Об этом вчера заявил “Эхо” член Комиссии по обороне и безопасности Милли меджлиса Алимамед Нуриев. По словам депутата, парламент обязательно займется этим вопросом.
А судя по словам другого депутата Маиса Сафарли, во время обсуждения вопроса целесообразности уничтожения захваченного террористом-камикадзе самолета в Милли меджлисе возобладает здравый смысл и парламент в итоге примет соответствующе решение. “США – гуманное государство, но даже там решились на этот шаг”, – отметил парлааментарий.
Алимамед Нуриев считает, что такая необходимость исходит из факта многочисленных террористических атак против Азербайджана в связи с конфликтом в Нагорном Карабахе. По мнению А.Нуриева, решение сбивать самолеты в случае их захвата террористами-камикадзе и возникновения серьезной угрозы в отношении стратегических объектов или населенных пунктов более целесообразно, поскольку позволит избежать серьезных последствий. Как отметил депутат, эти вопросы сегодня не регулируются действующим законом “О борьбе с терроризмом”. Поэтому они, как считает А.Нуриев, должны найти отражение в новой редакции правового акта. Причем, как признал депутат, эта проблема как раз и входит в сферу компетенции представляемой им Комиссии по обороне и безопасности ММ.
“Надеюсь, что в ходе предстоящих парламентских сессий мы отрегулируем эти вопросы, тем более, что Азербайджан уже присоединился к целому ряду международных соглашений против терроризма, а недавно мы внесли определенные изменения в статью о терроризме Уголовного кодекса и мне кажется, что учет в законодательстве вышеуказанных ситуаций существенно дополнил бы правовую базу”. Схожего мнения придерживается и Маис Сафарли. “Азербайджан на протяжении длительного времени подвергается атакам армянских террористов, являющихся частью мировой террористической сети, – отметил в беседе с “Эхо” парламентарий. – В основу их агрессии положен терроризм, и мы должны быть готовы ко всему, в том числе и захватам самолетов. Я считаю правильным решение сбить лайнер в случае его захвата террористами и угрозы атаки на густонаселенные районы. Во избежание огромных потерь на это можно пойти”.
По мнению депутата, поскольку речь идет об обеспечении конституционных прав граждан на жизнь и безопасность, свое слово должен сказать ММ. Впрочем, не исключил М.Сафарли и издания президентом соответствующего указа, поскольку глава государства, подчеркнул парламентарий, наделен полномочиями обеспечивать безопасность граждан своей страны. Кроме того, М.Сафарли выразил солидарность с мнением о том, что позиция государства, объявившего о готовности сбивать самолеты, захваченные террористами-камикадзе, может иметь и психологический эффект, что может заставить организаторов подобных акций отказаться от своих намерений. Комментируя заявления депутатов, в пресс-службе Минобороны сослались на отсутствие информации по поводу возможности использования сил и средств ПВО для пресечения нового вида терроризма с использованием гражданских самолетов.
Глава пресс-службы МО Рамиз Меликов сказал лишь, что военное ведомство будет действовать на основании распоряжений сверху, что вполне естественно, поскольку “военные – исполнители”. Помочь азербайджанским законодателям в разработке соответствующей правовой базы может опыт Украины. Как уже сообщало “Эхо” со ссылкой на украинские СМИ, правительство этой страны разрешило пограничным войскам применять оружие и боевую технику для предотвращения и прекращения в воздушном пространстве противоправных действий воздушных судов, захваченных террористами. Применение оружия и боевой техники в этом случае разрешено после предупредительного огня из пушечного вооружения самолетов-истребителей (вертолетов), находящихся на боевом дежурстве по противовоздушной обороне в вооруженных силах Украины.
Всего было определено 10 случаев, когда украинские погранвойска могут применять оружие и боевую технику после предупреждения голосом и предупредительного выстрела (очереди) вверх, а дежурные силы и средства, которые несут боевое дежурство по противовоздушной обороне в ВСУ, – после предупредительного огня из пушечного вооружения самолетов-истребителей (вертолетов). Среди прочего оружие должны применить для прекращения нарушения госграницы пилотируемыми боевыми воздушными судами, которые не выполняют команд (сигналов), подаваемых дежурными самолетами – истребителями (вертолетами) по посадке на определенный аэродром, а также воздушными судами, которые, как установлено, захвачены с целью осуществления террористического акта.
Другими такими случаями являются: отражение нападения и прекращение сопротивления невооруженных лиц, если жизни военнослужащих погранвойск или населению угрожает опасность и предотвратить ее нет возможности, а также вооруженных лиц, которые угрожают применением оружия; защита населения от вооруженных нападения и других действий, опасных для здоровья и жизни людей, а также имуществу, если другие средства защиты оказались безрезультатными. Как сообщил “Эхо” эксперт по проблемам терроризма доктор юридических наук Кямиль Салимов, в настоящее время действует несколько международных конвенций о преступлениях, совершаемых на борту самолета.
В частности, это Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушного судна (1963), Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (1970), Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (1971), и др. По словам К.Салимова, эти международные соглашения и регламентируют сегодня проблемы борьбы с преступлениями, совершаемыми на воздушных судах и в аэропортах. Подобного рода правонарушения, согласно положениям этих соглашений, отметил эксперт, признаются международными преступлениями.
Однако, по мнению К.Салимова, в силу нестандартной ситуации, которая сложилась после 11 сентября, возникла необходимость внесения дополнений в указанные конвенции. Дело в том, проинформировал эксперт, что вышеуказанные конвенции регламентируют лишь вопросы обеспечения безопасности посадки лайнера с целью сохранения жизни заложников и самолета самого. В этих документах не предусмотрена методика пресечения деятельности террористов, захвативших самолет. “Здесь предусмотрены действия командира захваченного лайнера для сохранения жизни заложников. В частности, командир может посадить на территории любого государства, в воздушном пространстве которого он находится, свое судно.
При этом уведомить государство, по территории которого летит это судно, о том, что там есть заложники, а у террористов, захвативших самолет, имеются определенные политические намерения. Т.е. командир сажает судно, идут переговоры с целью освобождения заложников и т.п. Но события 11 сентября показали, что управление воздушным судном может оказаться в руках самих террористов-камикадзе и такой воздушный корабль может поразить какой-либо жизненно важный объект. Здесь уже террористы-камикадзе не выдвигают никаких политических требований и имеют умысел на самоуничтожение воздушного судна, самих себя и заложников как элемент акции терроризма”. Нет четкой правовой базы на этом счет и в самом Азербайджане.
Как сообщил К.Салимов, имеются лишь соответствующие инструкции ведомственного характера в структурах МНБ и управления авиации, которые направлены на обеспечение безопасности стратегических объектов и заложников, находящихся на борту захваченного судна. “Но эти инструкции носят ведомственно засекреченный характер и регламентируются лишь в соответствии с законом об оперативно-розыскной деятельности”, – отметил эксперт.
По мнению К.Салимова, Азербайджану следовало бы последовать примеру Украины и провести соответствующую работу в сфере законодательства. “Тем более, – отметил эксперт, – что мы находимся в состоянии войны с Арменией. Нет гарантии того, что если мировое сообщество заставит Армению идти на определенные уступки, если будут предприняты санкции в отношении этой страны и сепаратистского режима в Нагорном Карабахе, армянская сторона не пойдет на крайние меры, в том числе и такого характера. К тому же опыт совершения терактов у армянских организаций огромный”. Как считает К.Салимов, пока не будет заключен мирный договор с Арменией, законодательные акты по пресечению терроризма с использованием гражданской авиации Азербайджану крайне необходимы…
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год