С.МУСТАФАЕВА
“Меня очень беспокоит степень загрязненности вод Каспия. Это тема, которая требует отдельного обсуждения”, – эти слова были произнесены президентом Гейдаром Алиевым на экстренном совещании 15 июля, посвященном ликвидации последствий аварии в энергосистеме страны. А причина, согласно которой президент начал обсуждение этой проблемы, была достаточно тривиальной. Дело в том, что в минувшее воскресенье Алиев находился на отдыхе в своей загородной резиденции Загульбе. Поинтересовавшись можно купаться в море или нет, президент получил отрицательный ответ от начальника Специальной государственной службы защиты (СГСЗ) генерала Вагифа Ахундова.
Как сообщил президенту В.Ахундов, в Загульбе располагаются госдачи и пансионаты, принадлежащие ранее Минздраву. На сегодняшний день в них проживают беженцы. Морская вода, начиная от побережья пансионата “Гянджлик” до других близлежащих зон отдыха включительно, очень загрязнена. Поэтому, как заявил Ахундов, в этой воде купаться не рекомендуется. “В таком случае, как же люди купаются в море? Мне ответили, что некоторым нравится, поэтому они и рискуют”, – рассказывает президент.
По словам Алиева, проблема сброса сточных вод в Каспий “на Абшероне наиболее острая”. Выступивший на совещании начальник СГСЗ также отметил, что в Азизбековском районе находятся жилые здания, рассчитанные на 15-20 тыс. человек. Сейчас же там проживает около 50 тыс. Вследствие того, что уровень моря повысился, часть 10-километровой канализационной линии осталась под водой. Кроме того, довольно продолжительное время в этой зоне не функционируют насосные станции. Грязные воды стекают в море как со стороны пансионатов Минздрава, так и со стороны турбазы “Гянджлик”. В целом , как отмечает В.Ахундов, взятая на пробу вода с прибрежной зоны пансионатов МНБ, МВД и др., указывает, что она загрязнена сверх допустимой нормы.
Купаться в этой зоне нельзя, и как утверждает начальник СГСЗ, об этом информировано и Министерство здравоохранения. В свою очередь глава Министерства экологии и природных ресурсов (МЭПР) Гусейн Багиров рапортовал президенту, что три месяца назад была создана комиссия по изучению состояния водных ресурсов Азербайджана. По результатам работы комиссии было подготовлено около 700 отчетов, в которых представлены предложения МЭПР, направленные на улучшение состояния водоемов страны. В то же время, как заявил “Эхо” главный инженер управления “Бакканализация” Яшар Дадашев, в настоящее время в управлении делается все, чтобы сточные канализационные воды поступали в Каспий очищенными.
Однако существующие очистительные сооружения, срок эксплуатации которых давно истек, не позволяют делать это в полной мере. “Два года назад организация на свои средства произвела ремонт Гаджи-Гасанской механической очистительной станции, но две другие такие же станции – Мардаканская и Зыхская оставляют желать лучшего”, – заявил Я.Дадашев. По словам главного инженера, кроме трех механических очистительных станций, функционирует одна биологическая – Говсанская станция аэрации, техническое состояние которой лучше остальных. В то же время, главный инженер подтвердил, что во многие прибрежные зоны Абшеронского п-ва отходы поступают без соответствующей очистки, “поскольку достаточного количества очистительного оборудования у нас нет”.
Отметим, что “плачевное” техническое состояние очистительных сооружений отметила руководитель мониторинговой группы “Хазар” Лятифа Гусейнова. По словам руководителя группы “Хазар”, на сегодняшний день поступающие в Каспий бытовые сточные воды соответствующим образом не дезинфицируются. Как отмечает Л.Гусейнова, пробы морской воды указывают на то, что в ней содержатся азотоманины (фекалии), нитриты, нитраты. По биогенным элементам в некоторых местах степень загрязненности воды превышает допустимую норму в 5-6 раз, даже несмотря на то, что идет разбавление морской водой. Между тем, как сообщает “Туран”, очистительные сооружения в районе Загульбы не работают уже 25 лет. Загрязнение моря в этом месте становилось причиной того, что неоднократно вводились запреты на купание. Однако каких-либо мер по улучшению экологического состояния не предпринималось и не предпринимается. Поэтому тревога Гейдара Алиева по поводу плохого состояния Абшеронского побережья, явно запоздала.
Именно в последние 4-5 лет произошел практически полный захват Абшеронского побережья под виллы, платные пляжи и рестораны. Некогда ухоженные песчаные пляжи превращены в мусорные свалки и представляют серьезную экологическую угрозу. …Беспредел на побережье достиг такого уровня, что несмотря на решения Кабинета министров и бакинской мэрии, захват прибрежных земельных и даже морских участков чиновниками и “новыми азербайджанцами” идет хорошими темпами. Это ведет к тому, что с каждым годом сужается доступ населения к пляжам. Ликвидируются места традиционной рыбалки, охоты, а сами пляжи становятся недоступны из-за платы за въезд или запрета новых хозяев.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год