Н.АЛИЕВ, И.ЮСИФОГЛУ
“Территория, не находящаяся под контролем властей, однозначно может быть использована для транспортировки радиоактивных материалов. Это не вызывает никаких сомнений”. Об этом в интервью “Эхо” заявил директор по компаниям Российского отделения Гринпис Иван Блоков, комментируя недавнее сообщение секретариата Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Террористический режим Нагорного Карабаха под контролем властей не находится, а это значит, что отработанное ядерное топливо (ОЯТ) Армянской атомной электростанции (АЭС) может использоваться для подготовки и организации терактов. По мнению членов делегации Милли меджлиса в ПАСЕ, у сепаратистов Карабаха уже есть достаточные запасы ОЯТ для проведения масштабных терактов.
В недавнем пресс-релизе МАГАТЭ утверждается, что террористы имеют возможность найти материал для изготовления “грязных” радиоактивных бомб в любой стране мира. Как говорится в документе, более 100 государств не могут обеспечить надежную охрану радиоактивных материалов. Представитель МАГАТЭ Марк Гвоздецки подчеркнул в пресс-релизе, что “особую озабоченность МАГАТЭ вызывает вопрос о степени надежности и безопасности сохранности радиоактивных материалов в государствах бывшего СССР”.
Как отметил Гвоздецки, 82 государства-члена МАГАТЭ уже обратились к руководству агентства об оказании квалифицированной помощи в мероприятиях по ужесточению контроля над материалами, годными для изготовления “грязных” бомб. Как говорит директор сектора радиационных исследований Национальной академии наук Азербайджана (НАНА) Адиль Гарибов, отработанное ядерное топливо Армянской АЭС может быть использовано для изготовления “грязных” бомб. О возможностях использования ОЯТ говорит и директор по компаниям Российского отделения Гринпис Иван Блоков: – Что касается возможности получения радиоактивных материалов, то это можно сделать в массе случаев. Например, в хранилище отработанного ядерного топлива.
Не так давно в Казахстане было возбуждено уголовное дело по факту попытки продажи двух с половиной килограммов топливного элемента атомной станции. Стоит отметить, что, например, в России система охраны больших хранилищ ОЯТ – крайне неудовлетворительна. Депутат российского парламента Сергей Митрохин по этому случаю сказал, что не “может сказать хороша ли система охраны Минатома, потому что ее просто не существует”… Военный корреспондент журнала TIME, цитируют российские издания, объясняет, что “грязные” атомные бомбы делают тогда, когда не могут создать настоящую, то есть такую, чей взрыв основан на ядерной реакции. В “грязной” бомбе используются обычные взрывчатые вещества, “подкисленные” радиоактивными изотопами, чтобы распространить ядерный материал и “заразить” большую площадь.
То есть, по сути, “грязная” атомная бомба – это радиоактивное вещество, которое должно быть распылено с помощью обычной взрывчатки. Размеров бомба может быть самых разных в зависимости от количества исходного материала. В качестве последнего вероятнее всего использование стронция и цезия – эти изотопы сравнительно легко достать. Можно применять и плутоний, но его сложнее добыть. Хотя последнее утверждение вряд ли можно отнести к Армянской АЭС. Как сообщил Адиль Гарибов, в состав ОЯТ Армянской АЭС входит плутоний 239, уран 235, уран 239, уран 238. По сведениям Gazeta.ru, “если в составе бомбы был стронций или цезий, то на очищение территории потребуется 30-40 лет. Если плутоний – десятки тысяч лет”. В армянском случае это – плутоний. Однако может использоваться и уран 239, отмечает директор сектора НАНА.
Отметим, что азербайджанская делегация в ПАСЕ представила в секретариат этой организации проект резолюции о захоронении ядерных отходов на оккупированной территории Азербайджана. “Есть 29 центров радиоактивного излучения на оккупированной территории”, – говорится в документе. ОЯТ на этих территориях загрязнены 80000 гектаров сельхоз земель, 150000 гектаров лесов, 22000 гектаров личных участков и т.д. Армянские компании “Разданмаш”, “Армавир”, “Акопян”, JacMacMetals и Vartaniol перепродают ядерные технологии ОЯТ через Нагорно-Карабахскую область Азербайджана в Иран и Ирак. О проблемах в борьбе с контрабандой ядерных боеприпасов в Иран, Ирак и Ливию заявили на днях и представители США… Помимо прямой продажи, есть фактор “захоронений ядерных отходов не неподконтрольной территории”, которые, по мнению Ивана Блокова, могут использоваться не по назначению: – …Если отходы постоянно не находятся под жестким контролем и охраной, то однозначно они будут использованы для террористической атаки.
ОЯТ в течение сотен лет должны быть под охраной. Как предупреждает Блоков, если “килограммы ОЯТ уйдут из-под контроля, то вероятность попадания топлива в руки террористов крайне велика”. Как отмечает Блоков, “для загрязнения, например, 1-2 кв. км центра плотно населенного города нужно совсем немного ОЯТ”. Пока, судя по информации, МНБ Азербайджана удается препятствовать провозу на контролируемую территорию страны ОЯТ. Как заявил глава пресс-службы МНБ Араз Гурбанов, об операциях по выявлению подобных фактов “никогда не сообщается”. Помимо этого, существует постоянная угроза катастрофы на Армянской АЭС, которая, по словам директора сектора радиационных исследований, “идет на превышение срока эксплуатации”. Вероятность катастрофы, способной поставить под угрозу жизнь в регионе, велика, полагает эксперт.
“Грузинская полиция арестовала армянского контрабандиста с 300 граммами (10,5 унции) радиоактивного урана… Грузинская полиция и силы безопасности арестовали армянина Эдуарда Казаряна в районе Самцхе-Джавахети в южной Грузии, где проживают много этнических армян… Есть серьезные подозрения, что уран был украден с Армянской ядерной станции. У Казаряна при себе была одна таблетка низкообогащенного урана-235, которую он контрабандно привез из Армении…” Сообщение агентства Reuters только подтверждает заявления официальных лиц Баку и депутатов о факторе Армянской АЭС как угрозе национальной безопасности Азербайджана…
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год