Р.ОРУДЖЕВ
Как уже сообщало “Эхо”, второй раунд переговоров между Ираном и Азербайджаном по проблеме Каспийского моря закончился в Teгеране в четверг, 11 июля. По сообщению ИРНА, в ходе состоявшихся переговоров между экспертными группами обсуждались пути, решения проблемы монопольного использования спорных каспийских морских месторождений нефти, включая “Aльборз” (“Араз-Алов-Шарг”).
Базируясь на соглашении, достигнутом между президентами ИРИ и Азербайджана, экспертам с обеих сторон предстоит продолжать переговоры, пока они не достигнут всестороннего урегулирования проблемы. Специалисты договорились не раскрывать никакой информации относительно результатов обсуждений, пока не будет достигнут окончательный результат. “Переговоры с Ираном по статусу Каспия продолжаются. Как только будут конкретные результаты – они станут достоянием гласности”, – заявил 13 июля в беседе с журналистами министр иностранных дел Азербайджана Вилаят Гулиев, комментируя завершившиеся в Тегеране переговоры азербайджанских и иранских экспертов (“Туран”).
По его словам, следующая встреча специалистов состоится в течение 2-3 месяцев. Гулиев уклонился от ответа, на вопрос когда откроется консульство Азербайджана в Тебризе. Он заметил, что Азербайджан не раз высказывался по этому вопросу, “теперь слово за Ираном”. При этом Гулиев отметил, что иранская сторона никаких условий в связи с открытием консульства не выдвигает. Касаясь предложения Тегерана ввести безвизовый режим, Гулиев отметил: “Условия и время для подписания такого соглашения еще не созрели.
Мы не сумели обеспечить безопасность своих границ на должном уровне. В будущем не исключаю подписания такого соглашения, но сегодня это невозможно”. Еще одна новость от В.Гулиева, имеющая отношение к вопросам определения правового статуса Каспия, касается открытия до конца текущего года Посольства Азербайджана в Туркменистане. “Однако в этом вопросе есть финансовые и кадровые трудности”, – отметил министр.
“Каспийские страны давно говорят о потребности договориться о статусе моря”, – говорит профессор Военной академии РФ Валерий Алексин, экс-контр-адмирал и глава военно-морской навигации. “Проблема в том, что очень трудно достигнуть соглашения. Есть страны, и не только прикаспийские, которые имеют свои интересы в море, обладающем запасами в 15-30 миллиардов тонн нефти и газа. Когда заходят в тупик дипломатические переговоры, в дело вступает военная сила.
Иран имеет самый сильный военно-морской потенциал в регионе после России. Это и стало причиной ожидаемых военно-морских маневров на Каспии”. Aлексин отметил, что Иран поднял расходы на оборону более чем на 7 процентов по сравнению с недавними годами. Это также помогло создать технологии для строительства маленьких дизельных подводных лодок и военных кораблей, которые могут быть развернуты в Каспийском море. Он также имеет информацию о том, что Иран планирует установить тактические эскады на Каспии, чтобы принять участие в военной акции, если возникнет такая потребность. Эскады будут включать в себя субмарины, надводные корабли, морскую авиацию и морских пехотинцев, сказал Алексин.
“Я думаю, что военное наращивание в Каспийском море будет иметь серьезные последствия и приведет к проблемам безопасности в регионе”, – заявил “Независимой газете” Георгий Трапезников, президент Международной академии духовного единства между народами мира. “Вероятность вооруженного столкновения не может быть исключена на текущий момент. На следующем саммите президентов по определению правового статуса моря каспийские государства должны договориться об отказе от военно-морских сил в регионе. Им достаточно иметь таможню и службы береговой охраны”.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год