Азербайджанские оппозиционеры бойкотируют референдум

И.ЮСИФОГЛУ

“Крах многопартийной системы”, “политическое землетрясение”. В этих выражениях представители оппозиционных партий расценивают предложения, вынесенные президентом страны на референдум 24 августа. Движение объединенной оппозиции уже заявило о бойкоте акта общенародного волеизъявления. Однако напомним, что история независимого Азербайджана знает несколько примеров обструкций: президентские выборы 1998 года, непризнание итогов парламентских выборов 2000 года. Но итогом этих акций стало участие АМИП в президентских выборах 1998 г., ПНФА-“реформаторов” и ПГС – в работе парламента последнего созыва. Насколько успешным окажется новый оппозиционный бойкот?

Авторы инициативы в успехе уверены. Как заявляет зампред АМИП Ильгар Мамедов, “бойкот мы понимаем так: призываем людей не идти на голосование, наблюдаем за ходом волеизъявления и постараемся собрать как можно больше доказательств отсутствия кворума”. По словам Мамедова, АМИП “не хочет, чтобы более 50% населения страны участвовало в незаконном мероприятии”. Поскольку предложения, вынесенные на референдум, противоречат нормам Конституции. Опыт последних четырех выборов показал, говорит зампред АМИП, что даже при участии населения в выборах “власти берут конечные цифры с потолка”. Поэтому лучше бойкотировать референдум, чем голосовать против. Секретарь ДПА Айдын Гулиев также уверен в правильности тактики бойкота оппозиции.

Вместе с тем он отмечает, что бойкот может быть успешным, если его поддержат все крупные оппозиционные партии. Как отмечает Гулиев, на сегодняшний день к “колеблющимся” из крупных партий относятся ПНФА-“реформаторов” и ПГС. Однако, как оказалось, бойкот может быть единым. По словам зампреда ПНФА-“реформаторов” Фуада Мустафаева, “если власти не одумаются, то мы также вынуждены будем пойти на бойкот”. По словам Мустафаева, сегодня мнения оппозиционных партий совпадают даже по предмету предложений.

Так, “большинство оппозиционных лидеров сошлось на том, что 39 изменений за раз – слишком много, некоторые предложения противоречат Конституции, отказ от пропорциональной системы неприемлем”. – Я вам откровенно скажу. Если главе государства удастся протащить через референдум отказ от пропорциональной системы, то это станет концом многопартийности. Это будет землетрясение силой в 10 баллов. И никто не сможет укрыться в бункере”, – говорит зампред ПНФА-“реформаторов”.

Председатель ПГС Сабир Рустамханлы вообще заявил, что “как решат оппозиционные партии, так мы и поступим”. Более того, как полагает Рустамханлы, в бойкоте даже нет необходимости: в августе большинство бакинцев отдыхает на дачах, поэтому кворума в столице не будет. О том, что бойкот действительно будет единым и, возможно, эффективным, позволяет говорить то, что ситуация принципиально отличается от 1998, 2000 гг. 24 августа 2002 года пройдет референдум.

Если президентские выборы 1998 года или участие в работе Милли меджлиса сулило и сулит политические дивиденды, то в результате референдума в проигрыше могут оказаться все ведущие оппозиционные партии. Или, по крайней мере, без выигрыша. Кроме того, позиции ужесточают приближающиеся президентские выборы 2003 года. Как заявляет Ильгар Мамедов, “мы (оппозиция. – Ред.) соберем достаточно материалов о том, что референдум незаконен и не состоялся”.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: