Баку не присоединился к Международному уголовному суду

И.ЮСИФОГЛУ, Н.АЛИЕВ

Власти Азербайджана неоднократно заявляли о необходимости уголовного преследования представителей Армении, виновных в геноциде азербайджанцев. Однако выяснилось, что официальный Баку пока не спешит воспользоваться возможностью, представившейся после создания Международного уголовного суда. 1 июля в Гааге официально открылась штаб-квартира Международного уголовного суда (МУС). История МУС берет начало с июля 1998 года, когда 120 государств подписали документ, получивший название Римский статут.

Новый суд станет постоянным юридическим органом, который будет привлекать к ответственности лиц, совершивших преступления в любой точке мира. Новый юридический орган, образованный по инициативе ООН, отличается от уже существующего в Гааге Международного суда и трибунала по бывшей Югославии тем, что мандат МУС не ограничен временными рамками, территорией одной страны или межгосударственными спорами. Судьи Международного уголовного суда будут рассматривать наиболее тяжкие преступления – геноцид, преступления против человечности и военные. Напомним, что в марте текущего года в высшем законодательном органе Азербайджана обсуждался проект документа “О геноциде азербайджанцев в городе Ходжалы”.

В качестве одного из виновников массовой резни азербайджанцев в этом документе приводится экс-лидер сепаратистов Карабаха, нынешний президент Армении Роберт Кочарян. Как оказалось, деятельность суда не имеет ретроактивного характера и преступления, совершенные до 1 июля, в нем рассматриваться не могут. Однако даже, если бы деятельность МУС не ограничивалась этим требованием, Баку и в этом случае не имел возможность обратиться в этот суд в связи с геноцидом азербайджанцев. Поскольку среди более 70 стран, ратифицировавших Римский статут, Азербайджана нет. Баку вообще не подписал соглашение, в отличие от Армении, уже поставившей свою подпись под Римским статутом.

Кстати, как отмечают в МУС, уголовное законодательство Азербайджана в основном соответствует нормам нового суда. Тогда как Армении еще предстоит длительная работа по приведению своих законов в соответствие. Несмотря на это Ереван медлить не стал. Как объясняет глава отдела административного и военного законодательства Милли меджлиса Низами Сафаров, “присоединение к Римскому статуту требует времени и работы”. Речь, по словам Сафарова, идет о конституционных изменениях.

“Это, например, связано с передачей собственных граждан Международному уголовному суду: статут не предусматривает исключения для собственных граждан-обвиняемых”. Одно из конституционных изменений связано с принципом “non bis in idem (не дважды об одном и том же), зафиксированном в Конституции АР”. МУС может принять к производству дело, которое ранее рассматривалось национальными судебными инстанциями, а в этом случае возникает возможность для нарушения норм Конституции”, – говорит Низами Сафаров. По словам сопредседателя Хельсинкской гражданской ассамблеи Арзу Абдуллаевой, в армянском плену на сегодня удерживается около 900 азербайджанцев, местонахождение которых известно.

Их поиском, а также поиском более 5 тыс. азербайджанцев, пропавших без вести в ходе военной фазы армяно-азербайджанского конфликта, занимается ряд международных организаций. “Обращение с пленными азербайджанцами в Армении негуманно и, мягко говоря, противоречит нормам Женевской конвенции”, – говорит Низами Сафаров. По словам эксперта, “в этом случае возникает возможность возбудить угловное дело в МУС”. Но только, если Азербайджан станет участником Римского статута. Кроме того, российский “Коммерсант” привел заявление Уильяма Пейса, координатора организаций, выступающих в поддержку суда о том, что “МУС призван предотвратить появление НОВЫХ (выделено нами. – Ред.) пол потов, саддамов, милошевичей и гитлеров”.

Известно, что на ставшей уже легендой летней сессии ПАСЕ 2002 года азербайджанская делегация подготовила документы “Сеть террористических организаций, поддерживаемых Армянской Республикой на неподконтрольной территории Азербайджана”, “Исторические кладбища на оккупированных территориях Азербайджана, разрушенные Арменией и новосозданные перманентные “кладбища катастроф”. Как отмечает депутат ММ Маис Сафарли, “армянский терроризм несет угрозу национальной безопасности Азербайджана”. Однако отмечает народный избранник, “то, что Азербайджан не ратифицировал Римский статут, исключает возможность обращений в МУС по таким возможным преступлениям Армении против человечности, как теракты, преднамеренные загрязнения рек Араз и Кура и т.д.”.

Свое сожаление тем, что Баку не воспользовался возможностями МУС уже выразил азербайджанский юрист Фуад Агаев. Отметим, что на последней сессии ПАСЕ вниманию европейских парламентариев был представлен документ, в котором отмечалось: “Один из контейнеров, способный превратить территорию в радиусе 50 км в кладбище – носитель катастрофы, захоронен между Агдамским и Аскеранским районами Азербайджана, оккупированных Арменией…. В селе Гараханбейли Физулинского района создана лаборатория по опытам над туберкулезными трупами. Эти трупы хоронят на расстоянии 1 км в селе Кюрмахмудлу. Отработанные воды лаборатории сливают в реку Кенделанчай, впадающую в Араз.

Все это – новые преступления Армении против человечества”. Как заявил председатель Партии гражданского единства, депутат ММ Игбал Агазаде, на осенней сессии парламента будет выдвинуто требование о немедленной ратификации Римского статута. Столь же категоричен член оппозиционного парламентского объединения Демблок Маис Сафарли.

Как выяснилось, Игбал Агазаде уже занимается организацией обращений в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в связи с агрессией Армении против Азербайджана. На сегодняшний день в Страсбург направлено уже 64 обращения азербайджанцев-вынужденных переселенцев, пострадавших в результате армянской агрессии. Однако другая структура – Международный уголовный суд – никаких жалоб от Азербайджана принять не может…

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: