Н.АЛИЕВ, НУРАНИ
Сепаратистский режим Нагорного Карабаха продолжает подготовку к “президентским выборам”. Кандидатов на высший пост в самопровозглашенной “НКР” уже четверо: ныне действующий “президент” Аркадий Гукасян, председатель “Христианско-демократической партии” Альберт Газарян и бывший “спикер парламента”, ныне преподаватель “Арцахского университета” Артур Товмасян. А местная организация “Единство” выдвинула своим кандидатом Григория Афанасяна. Пока идет сбор подписей в поддержку кандидатов.
Крайний срок выдвижения новых кандидатур на “выборах” – 12 июля. Местное отделение “Дашнакцутюн” уже дало понять, что не будет выдвигать своего кандидата, а это можно расценить и как косвенную поддержку Аркадия Гукасяна. Сам он, выступая на втором съезде местной “правящей партии” – союза “Демократический Арцах” – уже пообещал, что руководство “НКР” сделает все возможное, чтобы предстоящие 11 августа “выборы” прошли в строгом соответствии с нормами демократического общества.
“Тем самым, – подчеркнул Гукасян, – мы продемонстрируем миру нашу гражданскую зрелось и кровную заинтересованность за судьбу избранного нами курса на свободу и независимость, курса на демократизацию и процветание “НКР”(кавычки наши. – Ред.). Огласил он и свою “политическую программу”. По его словам, утверждение в “НКР” норм и принципов демократии усиливает “нашу позицию на внешнеполитической арене, в частности в вопросе урегулирования нашего конфликта с Азербайджаном, позволяя карабахской дипломатии смелее и эффективнее защищать интересы Арцаха”, и “НК будет и впредь отстаивать на международной арене завоеванную им ценой огромных потерь и лишений независимость”. Альтернативой независимости Карабаха может быть только и только его воссоединение с матерью Арменией, отметил Гукасян.
Безусловно, разгар “предвыборной кампании”, пусть даже в непризнанном “государстве”, – не лучшее время для “компромиссных” заявлений, и агрессивная риторика Гукасяна вполне объяснима. Тем более неудивительны призывы к активному участию в “выборах”: при фантастических цифрах миграции и из Армении, и из оккупированного ею НК, не говоря уже о прошедших на этих территориях “этнических чистках” азербайджанцев, курдов, русских и т.д., ни один “плебисцит” на этих территориях априори не может иметь юридической силы.
Понятное дело, что разговоры о “независимости” Нагорного Карабаха в то время, пока Армения даже не отменила собственного решения о “воссоединении” с бывшей НКАО, способны ввести в заблуждение только самых наивных. Показательно, что накануне “выборов” сам Гукасян усиленно проводит встречи и переговоры с армянскими политическими лидерами, а глава армянского союза “Конституционное право” Грант Хачатрян договорился до того, что не исключил вероятности… выдвижения собственной кандидатуры на “президентских выборах” в НК.
Но в этом случае все разговоры официального Еревана, будто бы Армения вообще не является стороной конфликта и не имеет территориальных притязаний к Азербайджану, – это не более, чем попытка ввести мировое сообщество в заблуждение. Однако накануне “президентских выборов” армянская дипломатия прилагает максимум усилий для создания куда более опасного прецедента. Нынешние “выборы” в НК – первые после вступления и Азербайджана, и Армении в Совет Европы. И, как ранее сообщало агентство “Арминфо”, глава армянской делегации в ПАСЕ Ованес Ованесян провел переговоры с Терри Дэвисом, докладчиком ПАСЕ по Карабаху, в ходе которых высказал “пожелание”, чтобы тот… присутствовал на “президентских выборах” в Нагорном Карабахе. А потом в беседе с “Арминфо” сообщил, что руководство СЕ пока не определилось в вопросе о том, будут ли их представители присутствовать на “президентских выборах” в НК.
Конечно, существует шанс, что Ованесян уже получил “решительный отказ”. Однако ясно, что ПАСЕ – это структура парламентская. И тут политические спекуляции с новомодной фразеологией могут иметь куда больший успех, чем в случае с той же ОБСЕ или ООН. Конечно, маловероятно, что столь авторитетная организация, как СЕ, ввяжется в столь сомнительную авантюру, как “выборы президента Нагорного Карабаха”. Однако очевидно, что чем более напряженными становятся отношения Азербайджана с СЕ, тем больше вероятность, что армянские политические спекуляции могут принести дивиденды. Пусть даже в Ханкенди удастся привезти только “отдельных депутатов”.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год