Ш.АББАСОВ
Как мы уже писали, сообщение о создании новой политической силы – Азербайджанской партии демократического центра (АПДЦ) породило слухи о том, что партия “создается” под руководством бывшего первого помощника президента страны, главы общественного форума “Во имя Азербайджана” Эльдара Намазова. Сегодня сам Намазов в интервью “Эхо” комментирует как эти слухи, так и перспективы центристских сил в Азербайджане:
– Вы были первым, кто выдвинул идею политического центризма в стране. Насколько провозглашенные инициативной группой АПДЦ цели соответствуют вашим взглядам?
– Рашад Рзакулиев, член правления Общественного форума, проинформировал нас об этом на прошлой неделе. В нашем форуме есть и беспартийные, и члены (и даже руководители) различных партий. Поэтому реакция была нормальной, благожелательной. Мы пожелали удачи новой инициативе и будем продолжать наше сотрудничество, как и было раньше. Что же касается меня лично, то я разделяю те идеи и цели, которые изложены в заявлении для прессы от имени инициативной группы. И хотя не участвую в процессе партийного строительства, готов оказать им необходимую поддержку.
– Прямой вопрос: эта партия создается под вашу политическую программу, то есть конкретно “под Намазова”?
– Я противник политического эгоизма и властных амбиций. Если мы будем рассматривать все политические инициативы с позиции “кому в карман идет этот капитал”, то не сможем выйти из того порочного круга, в котором все оказались. Главное – не чья фамилия впереди, а каким путем можно вывести страну из этой тяжелой ситуации. Подавляющее большинство граждан в нашем обществе, не видя приемлемой для себя идеологической, программной альтернативы, стали пассивными, отстраненными созерцателями политической борьбы между властями и оппозицией.
Даже в таких судьбоносных вопросах, как Карабах, выборы, референдум по Конституции и т.д. Изменить подобное положение трудно, но необходимо. И, возможно, если предлагать обществу, консолидацию не вокруг имен, персоналий, а на основе идей и программ, ясных и понятных, отражающих и особенности нашего общества и потенциал народа, учитывающих опыт стран, оказавшихся в схожих ситуациях и сумевших успешно решить внутренние трудности.
– Вы в свое время написали об этом программную статью в нашей газете, она вызвала тогда большой резонанс и “за”, и “против”. Правда, во время голосования в интернет-форуме поддержавших было более 70%…
– Нормальная реакция, вполне ожидаемая. Партийным функционерам и партийным политологам такая перспектива может показаться опасной с точки зрения их корпоративных интересов, а отношение гражданского общества – объективное. Вообще та нервная реакция некоторых выразителей трайбово-корпоративных политических интересов говорит на самом деле о многом. Стали бы они тратить свои силы, время, нервы на то, чтобы отговорить нас от безнадежного дела? В конце концов у них самих в партиях столько проблем и с идеологией, и с кадрами, и с общественным имиджем, что логичнее было бы заняться этим более близким и родным делом.
– Вы считаете, что новое поколение политиков сможет заявить о себе в условиях этой атаки с двух фронтов?
– А вы думаете, что политической перспективы больше у тех, у кого денег больше или голос зычнее? Я думаю, что рано или поздно успех придет к тем, кто выражает интересы не отдельных политических групп, а защищает общественные интересы. Когда эксперты анализировали причины успеха или неудачи реформ в отдельных странах Восточной Европы и Латинской Америки, они вывели интересную закономерность. Импульсом успешного осуществления радикальных политических и экономических реформ является достижение определенной “критической массы” реформаторов в обществе – политиков, экономистов. Без этой “критической массы” попытки модернизации страны оказываются в подвешенном состоянии и блокируются на полдороге. Поэтому я верю в новую формацию молодых политиков.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год