Напряженность в Афганистане нарастает

НУРАНИ

Президент Афганистана Хамид Карзай объявил сегодня в Афганистане день траура в память об убитом в конце недели террористами вице-президенте и министре труда страны Хаджи Абдуле Кадире. Автомобиль министра труда буквально изрешетили автоматными пулями неизвестные убийцы, скрывшиеся позже на такси. Похоронен Хаджи Абдул Кадир на своей родине – в Джелалабаде. Правительство Афганистана уже успело официально заявить, что считает происшедшее террористическим актом. Но кто мог быть заказчиком убийства, пока неясно. И вокруг смерти Кадира сплелся слишком тугой клубок политических интриг.

Хаджи Абдул Кадир в восьмидесятые годы командовал отрядом моджахедов, воевавших против советских войск в Афганистане. Свое немалое состояние он сколотил, как теперь говорят в Кабуле, на “экспортно-импортных операциях”. За столь расплывчатой формулировкой, по утверждению “осведомленных источников”, скрывались махинации, иные обвиняют покойного Кадира даже в причастности к торговле опиумом (это в Афганистане бизнес традиционный). Именно Кадир первым приютил на востоке Афганистана бежавшего из Судана Усаму бен Ладена. Однако потом, когда над головой талибов стали сгущатья тучи, поторопился заявить о своей преданности Северному альянсу. Однако отношения с новыми союзниками у Кадира складывалось непросто.

Сегодня многие СМИ подчеркивают, что, будучи наиболее высокопоставленным после Хамида Карзая пуштуном в новом афганском правительстве, он постоянно утверждал, что его соплеменников обходят при дележе власти и требовал, чтобы пуштуны были шире представлены в новом афганском правительстве, где, по его мнению, все ключевые посты были отданы таджикам и узбекам – основным национальным меньшинствам Афганистана. С утверждениями, что пуштунам “недодают” власти, Кадир выступил еще на боннской конференции по афганскому урегулированию. Многие в связи с этим вспоминают, что брат Хаджи Абдула Кадира, Абдул Хак, еще в прошлом году пытался поднять в Афганистане восстание против талибов, но был казнен ими осенью 2001 года.

Как того и следовало ожидать, нашлись те, кто назвал его смерть “весьма подозрительной”. На этом фоне новое правительство Афганистана не исключает обращения к международным миротворческим силам за помощью в расследовании преступления. Очевидно, речь идет не только о технической оснащенности или же большем профессионализме – миротворцам по сути предлагают выступить в роли этаких “третейских судей”. А это куда опаснее, чем кажется. Еще в начале антитеррористической операции в Афганистане британская печать вполне серьезно обсуждала вопрос, состоялся ли Афганистан как единое государство и в состоянии ли эта страна, чье появление на карте было в немалой степени результатом знаменитой “большой игры” английской разведки, выжить в качестве единого государства – слишком уж много здесь внутренних противоречий.

Объединение же многочисленных племен и народностей Афганистана происходило в истории только против общего врага. В двадцатые годы это были британцы. В восьмидесятые – “шурави”, то есть советские. А сегодня кое-кто не прочь выставить в этой роли западных миротворцев. что показала реакция на трагические события в Урузгане. Совместная американо-афганская следственная комиссия пока не дает однозначного ответа, что же именно взорвалось в Урузгане. И, выражая соболезнование семьям и родственникам погибших, американская сторона не торопится приносить извинения. Тем не менее многие аналитики, включая бывших резидентов ЦРУ в Афганистане, считают, что от вооруженных налетов следует отказаться вообще.

Представители американского военного командования уже встретились с местными старейшинами и обсудили вопрос дислокации здесь американских войск – “для налаживания взаимопонимания”. Как передают СМИ, обе стороны недавнего инцидента не касались. Власти Афганистана говорят о необходимости разоружения боевиков и создания в стране собственной сильной армии. За годы советской оккупации, а затем и гражданской войны Афганистан был перенасыщен оружием сверх всякой меры, и сегодня новые власти Кабула приступили к его изъятию. Насколько успешной окажется эта акция, сказать трудно.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: