Иран выступает за “демилитаризацию” Каспия

Р.ОРУДЖЕВ

Официальный Тегеран продолжает выказывать беспокойство по поводу намеченных на август военно-морских учений России на Каспии. По сообщению китайского агентства Синьхуа, персидская газета “Aбрар” выступила 7 июля с материалом против запланированных военных маневров, первых для России в Каспийском море, со времени распада Советского Союза. “Этим примером российский президент Владимир Путин нацелен продемонстрировать настороженность России войной против терроризма и контрабанды наркотиков, а также показать ее боеготовность”.

“Aбрар” указывает на то, что пять государств, окружающих море, не сумели достичь согласия о том, как делить ресурсы Каспия на апрельском саммите в Ашгабате. “С тех пор, Москва серьезно преследует исполнение своих запросов на деление природных богатств моря”. Газета критикует Россию за нарушение всех соглашений, достигнутых между Ираном и СССР, и за то, что Москва продолжает односторонние поиски полезных ископаемых в море. “Абрар” предупреждает, что запланированные российские военные маневры на Каспии никоим образом не будут способствовать определению всестороннего и справедливого правового режима для стратегических вод, а напротив, могут привести к тому, что другие прибрежные государства прибегнут к военному решению проблем.

Другой иранский голос “в общем ряду” – специалист центра стратегических исследований Ирана Махмуд Шури – заявил в интервью агентству ИСНА, что военные маневры России или же военные действия любого другого прикаспийского государства приведут к милитаризации региона и обострению напряженности в зоне Каспийского моря. М.Шури не исключает, что действия России направлены против одного из прикаспийских государств, в том числе и Ирана. Кроме того, “русские хотят продемонстрировать свое военное превосходство в регионе”. “Что же касается Азербайджана, то про эту страну можно сказать, что она ведет политические игры в регионе. С одной стороны, азербайджанцы сотрудничают с русскими, а с другой – с американцами. Азербайджан таким способом старается обеспечить соблюдение своих интересов”. Далее М.Шури отметил, что милитаризация Каспийского моря может создать угрозу национальной безопасности Ирана.

В конце интервью Шури отметил, что после событий 11 сентября вопрос о присутствии иностранных сил в регионе уже не вызывает удивления, и напомнил: “Русские и азербайджанцы согласны с американским присутствием. Туркмены и казахи также не возражают против этого. В прошлом американское присутствие в регионе имело для русских принципиальное значение, и они выступали против такого присутствия. Однако после 11 сентября позиция русских резко изменилась. Они стали проводить политику двойных стандартов. Таким образом, нельзя говорить и о том, что данные маневры направлены против присутствия иностранных сил в регионе”.

Стоит отметить, что постоянно муссируемые в иранских СМИ темы о собственной миролюбивости и милитаристских устремлениях некоторых соседей, мягко говоря, не совсем соответствуют действительности. Россия сегодня готовится всего лишь к плановым учениям, которые к тому же не проводились ею на Каспии более 10 лет. К тому же наблюдать за ними могут и иранские военные моряки, в числе приглашенных. Если же говорить о реальной милитаризации каспийского региона, то кто как не Иран, в обход все тех же советско-иранских договоров первой половины ХХ века (о которых Тегеран так любит вспоминать, но из-за других пунктов), имеет сегодня на Каспии военные суда. И чьи корабли и ВВС летом 2001 г. неоднократно нарушали государственную границу Азербайджанской Республики с откровенными демонстративно-угрожающими целями? Ни одно из прикаспийских государств не может пожаловаться на подобные выходки российского ВМФ, несмотря на то, что это самая значительная на Каспии морская сила.

В качестве примера стремления Ирана к демилитаризации можно привести вчерашнее сообщение агентства MENL из Никосии. “В течение последнего месяца Иран проводил широкомасштабные военные учения в южной части страны. За этот период была проверена боеспособность средств артиллерии и ракет отечественного производства. Маневры “Бейт Мукаддас – 14” включали в себя испытания как наземных сил, так и реактивных истребителей и атакующих вертолетов в провинции Шираз.

СМИ сообщают, что финальная фаза маневров “Бейт Мукаддас” включала в себя учебные атаки истребителей, бомбардировщиков и вертолетов. Иранские военачальники отметили, что целью учений было улучшение параметров точности артиллерии и ракет в поражении целей. Они сообщили также, что была проверена точность систем вооружений, разработанных Ираном за последние несколько лет”. Уместным будет отметить, что по сообщению российских СМИ, начальник Генштаба ВС РФ Анатолий Квашнин подписал директиву о возвращении в строй уникального морского и воздушного ракетного экраноплана “Лунь”, который 10 лет стоял на консервации. Зарубежная пресса прозвала этот корабль-самолет “Каспийским монстром”.

“Лунь” невидим для современных средств радиолокации: он не летит, а стелется над морем со скоростью свыше 500 км/ч. Оснащен шестью противокорабельными крылатыми сверхзвуковыми самонаводящимися ракетами “Москит” (по классификации НАТО – SS-N-22 Sunburn (“Солнечный ожог”). Летят они со скоростью 2800 км/ч и поражают цель на расстоянии до 120 км. Кроме них в ближайшие месяц-два российская флотилия на Каспии получит на вооружение также сторожевой корабль “Татарстан” водоизмещением 1930 тонн.

Он оснащен универсальным ударным ракетным комплексом “Уран”, зенитно-ракетным комплексом “Оса-М”, а также артиллерией малого и среднего калибра. Комбинированная дизель- газотурбинная энергетическая установка мощностью 40 тысяч лошадиных сил позволяет кораблю развивать скорость в 28 узлов.

А на вооружение береговой охраны поступает новинка – береговой ракетно-артиллерийский комплекс нового поколения “Редут”. Российская военно-морская группировка на Каспии начала укрепляться и перевооружаться решением президента Путина, который объявил море зоной интересов России. Нетрудно заключить, что логичным выводом из полученных сообщений о каспийских реалиях, должно стать усиление внимания к проблеме модернизации и укрепления ВМС Азербайджана.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: