Структурные реформы в НАН Азербайджана уже начались

Н.ГУЛИЕВА

Двукратное повышение президентом Гейдаром Алиевым зарплаты работникам Национальной академии наук Азербайджана (НАН) стало причиной, как неожиданной радости в среде ученых, так и вызвало различные разговоры по поводу грядущих структурных преобразований в академии и связанных с этим повальных сокращений должностных штатов.

Напомним, что некоторые из опрошенных нами сотрудников НАН даже были склонны думать, что именно после реструктуризации зарплату научным деятелям вновь повысят, причем на более внушительную сумму. Утверждалось также, что серьезных перемен в академии следует ожидать уже к началу осени текущего года… Чтобы выяснить достоверность этой информации, а также подробнее узнать о состоянии дел в НАН, мы обратились к вице-президенту академии, ее действительному члену Арифу Мехтиеву.

– В НАН уже приступили к осуществлению структурных преобразований, но хочу подчеркнуть, что этот процесс будет иметь продолжительный и даже постоянный характер. Многие думают, что изменения заключаются лишь в объединении некоторых институтов, кадровых перестановках и т.д. На самом деле, нами предусмотрены довольно обширные перемены в работе всей академии. Определенные планы уже осуществлены, а к сентябрю этого года мы собираемся окончательно утвердить основные направления работы научных учреждений НАН на ближайшие годы.

Говоря точнее, раньше академия занималась достаточно широким спектром научных вопросов, поскольку во времена СССР это позволяло финансировать научные исследования, а их результаты были востребованы. Сейчас же мы определили приоритетные, основные направления научных разработок, необходимых для развития экономики, культуры и т.д. И деятельность научных сотрудников институтов НАН должна соответствовать этим направлениям.

– А те, кто никогда не занимался этими темами, останутся, так сказать за бортом?

– Во-первых, ни о каком повальном сокращении сотрудников в ходе структурных преобразований речи не идет. За последние 10 лет мы и так потеряли около половины сотрудников, которые предпочли науке более прибыльную работу. Впрочем, винить их не стоит, поскольку зарплата научного сотрудника до последнего повышения действительно была очень низка. Конечно, могут быть определенные сокращения, так как планируется объединение некоторых институтов НАН. Но в целом, мы просто предложим сотрудникам браться за те научные разработки, которые соответствовали бы направлениям НАН и приносили бы стране реальную пользу.

– Каким образом планируется осуществить структурные преобразования?

– Предполагается, что изменения охватят как структуру НАН в целом, так и отдельные институты. Мы уже объединили ряд институтов. К примеру, Институт фотоэлектроники слился с Институтом физики, объединились Институт теоретических проблем химической технологии и Институт неорганической и физической химии, Институт философии и права с институтами межнациональных отношений и общественно-политических исследований и информации.

В этих институтах имеются лаборатории, зачастую дублирующие работу друг друга, и они в настоящее время сливаются в один отдел. Процесс планируем продолжить, но этапами. Кроме того, наряду с объединением некоторых институтов, в приоритетных, актуальных направлениях науки исследования организационно закреплены. Например, на базе Информационно-телекоммуникационного научного центра создан Институт информационных технологий. Важным шагом в направлении упорядочения работы институтов НАН являются и перевыборы директоров институтов. Наряду с руководителями – корифеями науки, мы ожидаем и приток новых прогрессивных сил.

– А ожидаются ли изменения в финансировании?

– В конечном итоге предполагается сохранение базового финансирования НАН и привлечение дополнительных средств за счет реализации национальных программ, заказчиками которых должны выступать госструктуры. За счет оплаты этих заказов научные сотрудники должны получать определенные надбавки к зарплате.

– Значит, речь не идет о дополнительном повышении зарплаты сотрудников НАН за счет сокращенных?

– Этого мы не сможем сделать, даже если захотим. Ведь финансирование зарплаты осуществляется непосредственно из госбюджета и строго по установленным окладам согласно штатному расписанию. Добавлять или отнимать из этой суммы никто не имеет права.

– А как обстоит дело с обновлением материально-технической базы институтов?

– Это для НАН весьма больной вопрос. Нам выделяются определенные средства из госбюджета на эти цели, но явно недостаточные. Академия, конечно, время от времени закупает новое оборудование для исследовательских лабораторий, осуществляется компьютеризация институтов, в том числе и за счет грантов международных фондов. Но надо признаться, из-за нехватки средств все идет очень медленно.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: