НУРАНИ
Предположения, что в высших сферах армянского политического истэблишмента растет внимание к Ближнему Востоку, находит все новые подтверждения, в частности, реакция официального Еревана на очередное осуждение его действий со стороны Организации Исламская конференция. Напомним: 25-27 июня в суданском Хартуме состоялось очередное заседание Совета министров иностранных дел стран-участниц ОИК. Как указывает “Тренд”, нашу страну на этом форуме представлял глава МИД Вилаят Гулиев.
На этом заседании была обсуждена ситуация, сложившаяся после терактов 11 сентября 2001 года в США, положение на Ближнем Востоке и Чечне, кашмирская проблема, армяно-азербайджанский конфликт, кипрский вопрос, современные экономические процессы в исламских государствах и др.
Был принят ряд документов, касающихся Азербайджана, в частности, осуждающих Армению как агрессора в нагорно-карабахском конфликте, об оказании Азербайджану помощи в восстановлении исторических памятников и др. Раньше в Ереване традиционные резолюции ОИК, где Армения признавалась страной-агрессором, просто “пропускали мимо ушей”, тем более, что реального влияния на политику Кувейта, ОАЭ, Ирана, Сирии и других стран эти документы не оказывали. Но на сей раз в Ереване отважились на публичное “успокоение”.
Пресс-секретарь МИД Армении Дзюник Агаджанян без какого-бы то ни было “дипломатического тумана” заявила агентству “Арминфо”, что принятая на днях на форуме министров иностранных дел государств-членов ОИК резолюция “о признании агрессии Республики Армения против Азербайджанской Республики” не возымеют какого-либо серьезного воздействия на процесс урегулирования карабахского конфликта. По ее словам, подобные резолюции не новы и принимаются этой организацией, начиная с 1992 года.
Страны – члены ОИК сами признают, что все это носит формальный характер и исходят из идеи исламской солидарности, отметила пресс-секретарь. Дзюник Агаджанян комментирует ситуацию предельно откровенно: “Армения постоянно информирует дружественные ей страны, входящие в ОИК, о своих подходах к тем или иным вопросам.
Это находит свое отражение в позициях этих стран при обсуждении проблем в инстанциях, которые играют более важную и определяющую роль для Армении вообще и процесса урегулирования нагорно-карабахского конфликта, в частности”. В переводе с дипломатического языка на общепринятый это означает: резолюция ОИК – пустая бумажка, проголосовали и забыли.
А сотрудничать все равно будут с Арменией, а не с Азербайджаном. И если принять во внимание, какими темпами развивается сотрудничество Армении с Ираном, Сирией, эмиратами Залива, то сомневаться в словах Д.Агаджанян не приходится. В эти же дни ереванская газета “Азг”, достаточно близкая и к “партиям спюрка”, и к правительственным кругам, выступила с пространной статьей, заголовок которой говорит сам за себя: “Отношения с США важны, с Ираном – более чем актуальны”. По мнению “Азг”, “нельзя подвергать опасности армяно-иранское сотрудничество в стремлении угодить Вашингтону”.
“США для Армении – важное государство, но не более важное, чем Иран, – разглагольствует “Азг”. – Иран – единственный наш доброжелательный сосед. Углубление и расширение сотрудничества с Ираном исходит из жизненных интересов Еревана. Не богат доброжелательными соседями и Иран. Так что для Тегерана Ереван имеет непреходящее значение”.
Обострение ситуации на Ближнем Востоке, рост напряженности вокруг Ирана обсуждаются сегодня в мире весьма активно. И на этом фоне стремление определенных кругов в Ереване развивать отношения со странами-“изгоями” не может не внушать тревоги. Более того, заявление Дзюник Агаджанян в очередной раз заставляет задуматься о том, какова реальная цена “армянских” резолюций ОИК и стоит ли Азербайджану ради них поддерживать “ближневосточные” документы этой организации.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год