“Черногорский выбор” может круто изменить судьбу Балканского региона

НУРАНИ

Подсчет результатов парламентских выборов в Черногории близится к концу. По последним данным, победу на выборах, как и предполагалось ранее, одержали сторонники нынешнего президента Черногории Мило Джукановича.

По информации Associated Press, возглавляемая им правительственная коалиция “Победа для Черногории”, выступающая за независимость республики, получила 43,3% голосов избирателей, в то время как оппозиционное движение “Вместе за Югославию” – около 39% голосов. Эти данные были оглашены после подсчета 70% бюллетеней, однако вряд ли они претерпят серьезные изменения. Как полагают наблюдатели, у “Победы для Черногории” окажется около 35 мест в 77-местном парламенте этой республики, входящей вместе с Сербией в единую Югославию.

Кроме того, как полагают наблюдатели, сторонники независимости Черногории, возглавляемые Джукановичем, могут рассчитывать также на поддержку либеральной партии, получившей девять мест в парламенте, и албанской этнической партии, также имеющей трех депутатов. Что, по мнению наблюдателей, могло бы им позволить провести летний референдум о независимости Черногории. Миодраг Вукович, пресс-представитель Мило Джукановича, заявил журналистам: “Я могу подтвердить, что мы выиграли эти выборы”. “Это не Сербия” – цитирует АР заявление Миодрага Вуковича. Сторонники Джукановича настроены более чем решительно.

“Мы сможем уцелеть, только если станем независимыми от Сербии, захлебывающейся в крови”, – заявил один из них корреспонденту Associated Press. Однако радикализма у противников Джукановича не меньше. “Независимость нужна Мило (Джукановичу. – Н.) и его банде,” – делится своими мыслями с корреспондентом Associated Press 60-летняя домохозяйка. По ее мнению, жить без Сербии невозможно вообще.

Многие наблюдатели, тем не менее, уверены, что для “решительного рывка к независимости” парламентской поддержки, имеющейся у Джукановича, может оказаться недостаточно. Общество в Черногории расколото почти пополам, и желанных двух третей – решающего большинства – у Джукановича нет. Возможно, именно поэтому лидер движения “Вместе за Югославию” Вуксан Симонович так прокомментировал результаты голосования: “Эти результаты гарантируют, что мы останемся в Югославии”.

Министр иностранных дел Швеции Анна Лин, комментируя итоги выборов в Черногории, заявила, что Балканы стоят на пороге нового кризиса. Прежде всего очевидно, что процесс отделения Черногории вряд ли будет легким. Еще во времена косовской войны власти единой Югославии, чьим президентом был тогда Слободан Милошевич, раздавали оружие “резервистам” – то есть сторонникам Милошевича и противникам Джукановича. Тогда вспышки насилия удалось избежать, но не исключено, что этот “динамит” сработает в случае референдума о независимости.

Наконец, не исключены попытки провоцирования столкновений между сторонниками и противниками отделения. Однако куда важнее другое. Власти единой Югославии во главе с Воиславом Коштуницей заранее обещали признать результаты выборов в Черногории, если они пройдут честно. Аккредитованные на выборах 3 тысячи местных и международных наблюдателей особых нарушений не зарегистрировали.

Однако не будет преувеличением сказать, что сейчас в Черногории решается судьба всего Балканского региона. Сегодня Союзную Республику Югославию составляют, по сути дела, два государственных образования – Сербия и Черногория. Остальные страны, входившие в бывшую СФРЮ, являются сегодня независимыми государствами: Хорватия, Словения, Македония, Босния и Герцеговина. Пост президента СРЮ долгие годы был по сути дела “декоративным”.

Ситуация изменилась после того, как Слободан Милошевич, “израсходовав” весь определенный конституцией Сербии срок нахождения на президентском посту, стал главой государства теперь уже единой Югославии.

И именно на этом посту его и сменил Воислав Коштуница, лидер сербской оппозиции, чей приход к власти резко изменил ситуацию на Балканах. Однако в случае выхода Черногории из союза все может резко перемениться. Все дело в том, что в таком случае состоящая из Сербии и Черногории СРЮ как государство просто перестает существовать – на ее месте остается независимая Сербия.

То есть, инициировав выход Черногории из единой Югославии, Мило Джуканович, таким образом, “выбивает стул” из-под Воислава Коштуницы, лидера сербской оппозиции, победившего на выборах Слободана Милошевича. Вся власть в Белграде оказывается в руках президента Сербии Милутиновича. Сегодня он проводит ту же политику, что и Воислав Коштуница. Однако не секрет, что Милутинович на Балканах считается сторонником Слободана Милошевича.

И если Воислав Коштуница, так же как и Михаил Горбачев после Беловежской Пущи, окажется в роли “президента без страны”, то рассчитывать на то, что Белград будет продолжать его политику, не приходится. Конечно, не исключено, что Воислав Коштуница сможет инициировать проведение внеочередных президентских выборов теперь уже в самой Сербии. Но, во-первых, такое развитие событий маловероятно, а во-вторых, нет сомнений, что после отделения Черногории возрастет популярность именно националистических сил.

А в этом случае реальностью могут стать самые пессимистичные прогнозы: от возобновления боев в Косово до дестабилизации ситуации на Балканах в целом. При этом в мире отчетливо понимают, что требовать от Джукановича отказаться от лозунга независимости ради сохранения власти Воислава Коштуницы, как минимум, нелогично.

И раздираемая противоречиями, нестабильная Сербия привлекательным партнером для Черногории не является, что, в общем-то, неудивительно. А это значит, что обстановка на Балканах еще может преподнести немало сюрпризов.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год