И.АСАДОВА
Кульминация действия выпала на апрель 2001 года, когда указом президента страны было ликвидировано ПО “Азеркиновидео”. Созданному при Министерстве культуры управлению по делам кино ставилась задача “вернуть к жизни” отечественный кинематограф. С назначением на должность заместителя министра культуры по кинематографии Вагифа Мустафаева практически не оставалось сомнений в том, что дело пойдет в гору. Однако не все так просто. Последнее время по министерству издано несколько приказов, касающихся именно этой сферы, но без ведома куратора – Вагифа Мустафаева. Согласно одному из них (от 29 августа 2001 года под N 210), было решено списать с баланса все имущество районных киноорганизаций.
Однако благодаря стараниям начальника управления республиканского киновидеообслуживания Аббаса Мамедалиева, направившего письменное обращение В.Мустафаеву о разрушительном результате в случае вступления этого приказа в силу, его удалось отменить. Другим приказом (декабрь 2001) было ликвидировано 66 действующих районных киновидеообъединений, ранее подчинявшихся “Азеркиновидео”. Спустя несколько месяцев новым приказом N185 от 8 мая 2002 года издано распоряжение о создании новых районных киновидеообъединений, при этом снова остается “за бортом” мнение В.Мустафаева.
“11 октября 2001 года в министерстве вновь издано распоряжение о закрытии расчетных счетов городских кинотеатров и организаций киновидеобслуживания, – рассказывает А.Мамедалиев, и две попытки восстановить наши счета оказались безрезультатными…” “Добило” же А.Мамедалиева новое распоряжение об усилении материально-технической базы кинопредприятий от 7 мая. Согласно этому документу, в числе прочего на баланс управления киновидеообслуживания (бывший кинопрокат) решено перевести фильмофонд, помещение которого расположено в здании кинотеатра “Гэлэбэ”.
“Это означает, что следующим шагом “разрушителей” будет слияние этих двух организаций в одну. Я слышал разговоры о том, что кинотеатр “Гэлэбэ” хотят передать в долгосрочную аренду, а объединение Госфильмофонда с кинопрокатом, “освобождает” дорогу к этому. Все пойдет по тому же принципу, по которому исчезли летние кинотеатры… Вы же знаете, под чего они сейчас переоборудованы. Все это делают бывшие “разрушители” “Азеркиновидео” – Гахраман Гумбатов, Таир Мустафаев и др., сидящие нынче в Управлении по делам кино.
Разумеется, все это они делают без ведома В.Мустафаева. Они не могут ликвидировать киносеть одним махом – это вызовет большой резонанс. Поэтому все делается поэтапно. При объединении фильмофонда и кинопроката, последний будет уничтожен. Именно этого и добиваются. Ну скажите, для чего понадобилось переводить здание фильмофонда, которое было одобрено специалистами из Москвы, приглашенными в 1995 году для его оценки, в здание Управления киновидеообслуживания? А ведь авторы этого приказа – Шейхов, Иманов, Гумбатов – заинтересованы в ликвидации кинопроката, так как в свое время они передали в фильмофонд на незаконном основании прокатные фильмокопии из госфильмофонда СССР. И им, что я об этом знаю…”
– Какое значение имеет кинопрокат в киноиндустрии?
– Кинопрокат – это сердце киносети, без него кино будет парализовано. Это среднее звено между производством и реализацией фильмов, а фильмофонд – это не коммерческая организация, предназначение которой – сохранение исходного материала. Фильмофонд – музей кино. Без кинопроката же в стране элементарно не смогут функционировать кинотеатры. Сейчас идет процесс разрушения этой структуры. Около месяца назад у нас была проведена проверка общей деятельности, о результатах которой мне до сих пор ничего не сообщили. А кто проверял? – Рафаэль Иманов – бывший главный инженер “Азеркиновидео”, который в ответе за все технические разрушения и которому я не раз писал докладные о том, что подлежит ремонтированию. Тогда он к ним не прислушивался…
– Но, насколько известно, сеть кинопроката уже давно вышла из строя…
– Во-первых, нет новых фильмов, однако это все можно и нужно наладить, а не подавлять. Ведь если в стране будет действовать мощный прокат – заработают городские кинотеатры, появится шанс вернуть зрителя в залы. Одним словом, мы будем иметь возможность снова зажить той культурной жизнью, которой жили несколько лет назад…
– Подчиняется ли Управлению киновидеообслуживания кинотеатр “Азербайджан”, являющийся на сегодняшний день единственным действующим в стране?
– Нет. “Азербайджан” подчиняется Союзу кинематографистов и никакого отношения к нашей организации не имеет. У них свои контракты с поставщиками киноматериала, заключенные, если я не ошибаюсь, на 20 лет. Все остальные кинотеатры, имеющиеся на территории страны, подчиняются Управлению киновидеообслуживания, которое и должно снабжать их и телевидение кинокартинами. Кинопрокат в стране губят, кинотеатры пустуют… А если вдобавок ко всему кинопрокат вообще ликвидируют, то разговор о кинообслуживании будет исчерпан. Естественно, нас не могла не заинтересовать позиция замминистра Вагифа Мустафаева, который на просьбу дать свой комментарий по поводу приказа N183 ответил:
– Приказ мне не передали, как и многие другие приказы последнего времени, касающиеся кино. Мне принесли его совершенно другие люди. Я смотрю на все это нормально, считаю, что именно так и должно происходить в ситуациях, когда сталкиваются две позиции. Первая позиция – моя сводится к тому, что в Азербайджане кино должно процветать. Другая, насколько я понимаю, – это позиция определенных людей в Минкультуры, которые хотят оставить страну без кинематографа. Именно на кинопрокате держится кино.
Как таковой в настоящее время отечественный кинопрокат не выполняет свои функции, потому что на протяжении 10 лет “Азеркиновидео” развалило его. Я бы даже сказал, что сегодня кинопроката вообще нет. Но мы же говорим не о том, чего нет сегодня. Мы говорим о том, что будет завтра. Кинопрокат как структура должна быть. А передавать здание кинопроката на баланс фильмофонда – неправильно. Люди, которые это делают, ничего не смыслят в кино и не видят перспектив его развития.
Поэтому я не принимаю этого приказа, точно так же, как и ряд других циркуляров, изданных за последнее время. С 1993 года президент страны систематически выделяет средства на производство фильмов, и, более того, наша страна – единственная в мире, где съемки кино финансируются государством стопроцентно, а не частично. Представте себе, что не будет кинопроката, мы будем снимать фильмы, а показывать их будет негде. Картина неблагоприятная…
– Что вы собираетесь предпринять?
– Я намерен сделать так, чтобы этот приказ не был реализован. Надеюсь, у меня это получится.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год