Р.ОРУДЖЕВ
Последние три дня иранский президент Мохаммед Хатами провел в рабочей поездке по северо-западным провинциям страны, сообщает агентство ИРНА. Выступая в четверг в Ардебиле (один из исторических центров Азербайджана), Хатами заявил, что Иран придерживается стратегии региональной разрядки и предостерегает все прикаспийские страны не допускать присутствия иностранных вооруженных сил в море.
“Иностранцы явно стремятся обосноваться в нашем регионе, исходя в первую очередь из своих собственных интересов, – отметил президент под конец своего визита в области граничащие с Азербайджанской Республикой. – Каспийский регион принадлежит всем нам, и его защита должна быть гарантирована прибрежными странами через сотрудничество”, – добавил Хатами. После чего иранский президент дал комментарий непосредственно о состоянии связей между Teгерaном и Баку, отметив, что ИРИ всячески стремится к снижению напряженности в отношениях с соседними странами и упрочению связей с ними на основе взаимопонимания и невмешательства во внутренние дела друг друга.
“Мы имеем глубокие культурные и исторические корни с Азербайджанской Республикой и верим, что интересы у нас общие, так же как и угрозы, направленные против нас”, – сказал Хатами. Он сказал, что две страны имеют огромные возможности для взаимовыгодного сотрудничества, которые “должны благоприятно эксплуатировать”. Наши страны провели конструктивные переговоры по Каспийскому морю через две недели после визита в Тегеран президента Гейдара Алиева, считает Хатами.
Кроме того, отметил он, у сторон есть намерение в будущем продолжить переговоры на эту тему в Teгерaне. Далее президент рассказал, что спецпосланник Ирана по вопросам Каспия Meхди Сафари, побывавший недавно в Баку для обсуждения правового статуса моря, кроме того, договорился и о выполнении соглашений, подписанных в течение визита Гейдара Алиева в Teгерaн в мае.
Две страны заключили тогда 10 документов по сотрудничеству в области политики, экономики, науки и спорта. Однако Хатами добавил, что рассматривает “любые односторонние сделки для поисково-разведочных работ энергоресурсов Каспия, как не имеющие законной силы, вплоть до окончательного улаживания правового режима Каспийского моря”. Хатами сказал, что взгляды прибрежных государств на то, как надо делить море, различаются, и добавил, что “не может ожидать, что все проблемы будут улажены внезапно”. “Однако я полон оптимизма относительно будущего”, – отметил президент ИРИ.
Ясно, что предостережение Хатами относительно иностранного военного присутствия на Каспии сделано отнюдь не случайно именно в азербайджанском городе (Ардебиль). Именно нашу страну Тегеран подозревает в способности приструнить его крупные амбиции на Каспии за счет размещения здесь вооруженных сил западной коалиции. И, кстати, эти опасения иранского президента не лишены оснований. Напомним, что 22 мая министр обороны Азербайджана, генерал-полковник Сафар Абиев принял командующего спецоперациями американских сил в Европе, бригадного генерала Лесли Фуллера.
По сообщению пресс-службы Минобороны, в ходе состоявшейся беседы генерал Фуллер отметил, что с точки зрения геостратегии Азербайджан представляет большую важность для всего мира. Он заявил: “После приостановки 907-й поправки к “Акту о поддержке свободы” я смею надеяться, что ДО КОНЦА 2002 ГОДА НАШИ СПЕЦВОЙСКА И ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ ПРИБУДУТ В АЗЕРБАЙДЖАН (выделено нами. – Авт.)”.
Несколько странными на этом фоне выглядят заявления Хатами о том, что Иран с Азербайджаном имеют общие интересы и что угрожает двум нашим странам одно и то же. По поводу общих интересов Хатами прав лишь в одном – Азербайджан, так же, вероятно, как и народ Ирана, действительно заинтересован в мирных добрососедских отношениях, “без вмешательства (по заявлению самого же Хатами) во внутренние дела друг друга”. Что же касается наличия общего для двух государств источника угрозы, то здесь президент Ирана, видимо, несколько преувеличил.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год