Левон Тер-Петросян возвращается в политику

НУРАНИ

Как указывает армянский информационный сайт PanARMENIAN, накануне пресс-секретарь экс-президента Армении Левон Зурабян выступил с сенсационным заявлением.

По его словам, Левон Тер-Петросян, по всей вероятности, выдвинет свою кандидатуру на президентских выборах 2003 года. После чего добавил, что о своей готовности вернуться в большую политику Тер-Петросян заявил еще в конце марта на съезде партии “XXI век”.

Правда, PanARMENIAN не отказывает себе в удовольствии съязвить: “Примечательно, что два с половиной месяца назад Зурабян, комментируя нечетко высказанные мысли Тер-Петросяна, подчеркнул, что “слухи о возвращении экс-президента в политику – вымысел прессы и политических противников”. Тогда же он заявил, что Тер-Петросян увлечен наукой и у него нет намерений в третий раз баллотироваться на пост главы государства”.

На первый взгляд, президентские выборы – это не парламентские, где даже 5-10% голосов уже гарантируют депутатские места и присутствие в большой политике, – победитель тут один. Но если то, сколько процентов голосов получил проигравший – 1 против 99 или 49 против 51, – уже не имеет юридических последствий, то о политическом капитале этого не скажешь. На президентских выборах в России в 1996 году занявший третье место с 15% голосов Александр Лебедь в одночасье превратился в “серьезного политика”.

А в Армении к тому же президентские выборы предшествуют парламентским, и не исключено, что Левон Акопович намерен использовать выборы главы государства для “раскрутки” с парламентским прицелом, тем более, что в стане армянской оппозиции – дефицит ярких личностей. Но президентские выборы – это не только “трамплин” и “раскрутка”. Это еще и риск не получить голосов избирателей.

Вряд ли Тер-Петросян, державшийся в тени практически с момента своей отставки 3 февраля 1998 года, решил участвовать в президентских выборах, не рассчитывая хотя бы на относительный успех.

По данным того же PanARMENIAN, с Тер-Петросяном сегодня предпочитают быть “в контакте” многие армянские политики, в частности Арташес Гегамян, “восходящая звезда” армянской оппозиции, и Арам Саркисян, брат ныне покойного Вазгена Саркисяна, унаследовавший от него пост главы партии “Республика”. Кстати, сам Вазген Саркисян в свое время сыграл ключевую роль в смещении Тер-Петросяна с поста президента.

По данным армянских СМИ, экс-президент сегодня входит в первую четверть из 100 наиболее авторитетных политиков Армении. Словом, шансы у Тер-Петросяна есть.

Однако возвращение экс-президента Армении в большую политику – это нечто большее, чем охватившая все постсоветское пространство мода на политический секонд-хэнд. Политический имидж у Тер-Петросяна слишком однозначен: он не может быть никем иным, кроме как лидером “партии мира”.

В ноябре 1997 года, будучи еще президентом Армении, он обратился к своим согражданам с письмом “Война или мир? Время призадуматься”, где призвал к поиску компромиссов с Азербайджаном и отказу от однозначно пророссийской политики. Этот призыв и послужил первопричиной его отставки с поста президента в феврале 1998 года. Но уже в 1999 году на съезде АОД Тер-Петросян вновь повторил те же тезисы, выступив за нормализацию отношений с Азербайджаном и Турцией. И если теперь он решил участвовать в президентских выборах, то, возможно, в Армении появилась “партия мира”. Условия для этого созрели уже давно.

Геополитический баланс сил на Южном Кавказе смещается в пользу США и Турции, влияние России падает, сотрудничество с Ираном приводит к нежелательным политическим последствиям, к тому же не исключено, что эта страна может стать следующей мишенью американской антитеррористической операции. Не удается Армении найти и собственную экономическую нишу без нормализации отношений с Азербайджаном и Турцией. Игнорировать эти обстоятельства в своей политике не может даже нынешний президент Кочарян.

Однако этой самой “партии мира” придется преодолевать сильнейшее сопротивление тех, кого Тер-Петросян именовал “знаменосцами Ай Дата”, то бишь “армянского суда” над Турцией. Стремительно теряя очки в регионе в целом, Москва тем не менее в состоянии оказывать серьезное влияние на внутриполитический расклад в Армении.

Наконец шансы Тер-Петросяна не потерпеть катастрофическое поражение на выборах еще не означают, что “партии мира” уже в ближайшем будущем удастся оказать влияние на формирование политического курса Еревана, особенно в такой чувствительной сфере, как переговоры по Карабаху.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: