Т.АНСАРИ
Как указывают многие российские СМИ, в скором времени в Туркменистане должно произойти “знаменательное событие”.
Около 200 особняков, принадлежавших чиновникам, будут переданы неимущим и многодетным жителям Ашгабата – с таким сенсационным заявлением по туркменскому телевидению выступил президент страны Сапармурат Ниязов.
По словам Туркменбаши, он уже утвердил списки переселяющихся в эти дома, но потребовал от прокуратуры, комитета национальной безопасности и мэрии Ашгабата еще раз проверить, справедливо ли эти люди попали в список. Назвал он и имена тех, чьи дома были конфискованы государством, а теперь передаются “в пользу бедных”.
Среди них оказались бывший глава центрального банка Сейитбай Гандымов, бывшие министры, руководители банков, главы администраций различных уровней. В числе “жертв конфискации” и наиболее заметный “оппозиционер-иммигрант” – бывший вице-премьер, глава МИД Борис Шихмурадов. Всего же, по словам Туркменбаши, в Ашгабате около 300 домов, построенных на незаконно добытые деньги.
Таким образом, объявленная Туркменбаши кампания по конфискации – это логическое продолжение кампании кадровых чисток, затронувших высшие эшелоны силовых министерств и экономического блока правительства Туркменистана.
Однако очевидно, что речь идет не просто о громкой популистской акции или попытке Туркменбаши извлечь максимальный политический эффект из кадрового разгрома, в основе которого лежала все та же подковерная борьба за власть. В поведении туркменских властей все сильнее проявляются признаки нервозности.
Судя по всему, власть в Туркменистане столь стремительно теряет популярность, что Ниязов для поддержания своего авторитета нуждается уже в столь масштабных и во всех смыслах дорогостоящих акциях. А их эффект никогда не бывает достаточно стойким.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год