“Иракский треугольник”

НУРАНИ

От сотрудничества с США отказался высший совет исламской революции в Ираке – оппозиционная Саддаму Хусейну группировка иракских шиитов, в среде которых традиционным влиянием располагает Иран.

Ее глава аятолла Мухаммед Бакер Аль-Хаким заявил на своей пресс-конференции в Тегеране, что он не намерен координировать свои действия с американской администрацией.

Об американских планах действия в Ираке лидер ВСИРИ, по его собственным словам, ничего не знает, но зато заявляет: “Наша цель значительно отличается от истинных целей США в Ираке”. В общем, “не читал, но решительно осуждаю” в ирано-иракской интерпретации.

А председатель политбюро (!) другой шиитской организации – партии “Ад-Даава” – Абу Баляль Аль-Адиб, по сведениям издающейся в ОАЭ газеты “Аль-Халидж”, осудил переговоры, которые ведет “четверка” иракских оппозиционных организаций с Вашингтоном, подчеркнув, что это объединение не отражает позицию всех сил, выступающих против Багдада.

Вряд ли стоит сомневаться, что за столь резким демаршем иракских шиитов стоит и позиция официального Ирана, который тоже не в восторге от всего того, что происходит сегодня вокруг Ирака. Отношения этих стран никогда не были идеальными, и продолжавшаяся более 10 лет ирано-иракская война – наглядное тому доказательство.

В Багдаде до сих пор предоставляют кров иранским оппозиционерам – при шахе на территории этой страны несколько лет прожил аятолла Хомейни, будущий лидер исламской революции, теперь в Ираке свои лагеря и базы имеют “Моджахеды иранского народа” – террористическая группировка, ведущая вооруженную борьбу и против Запада, и против России, и против официального Тегерана.

Но, невзирая даже на то, что в случае реализации американских планов сокрушительный удар по Ираку будет нанесен без участия Ирана и не за счет его ресурсов, в Тегеране, похоже, испытывают серьезное беспокойство в связи с перспективой укрепления влияния США у собственных границ.

В самом деле, США уже располагают сильным влиянием в Турции, Азербайджане, Афганистане… Если к этому списку добавится и Ирак, то Иран, несмотря даже на выход к Индийскому океану, оказывается “замкнутым” на Армению и Туркменистан.

США тоже есть чего опасаться. Возможный вакуум власти в случае свержения Саддама Хусейна, опасения, сумеет ли та оппозиция, которая ведет сегодня переговоры с представителями американского правительства в Вашингтоне, удержать ситуацию под контролем после свержения Саддама Хусейна и будут ли ее лидеры обладать достаточным авторитетом – все это обсуждается в печати еще со времен “Бури в пустыне”, которая, как утверждали многие аналитики, не была доведена до своего логического завершения именно потому, что не было ясности, что делать с Ираком потом, после того, как Саддам Хусейн будет отстранен от власти.

А тогда уже вполне реален распад Ирака на неарабский север, арабо-суннитский центр и шиитский юг, где уже власть окажется в руках местных “авторитетов”. Турцию более всего беспокоит возможность появления у самых границ независимого курдского государства.

Но и расширение зоны контроля Ирана на нефтеносном побережье Персидского залива, переход под его власть устья Шатт-эль-Араба и порта Басра, выдвижение Ирана к границам Кувейта – это явно нелучший исход иракской операции для США.

Пожалуй, у Вашингтона нет сегодня иного выхода, кроме как продолжать “работу” с иракской оппозицией. Но при этом не исключено, что ситуация в Ираке может и сдетонировать изнутри – в окружении Саддама Хусейна нарастает подковерная борьба за власть. На фоне сообщений западной прессы, в частности, лондонской The Times, о планах Саддама Хусейна передать в этом году власть в стране своему сыну Кусею, который уже сейчас обладает большим влиянием на МИД страны и контролирует особый отдел безопасности, сам 38-летний наследник багдадского правителя едва не стал жертвой покушения.

По одним данным, в лимузине, где, по предположениям террористов, должен был находиться Кусей, сработало взрывное устройство, по другим – автомобиль был обстрелян. В результате были убиты его водитель и трое охранников, сам Кусей, находившийся в другом автомобиле, не пострадал.

Представители вышеупомянутого ВСИРИ выступают с туманными намеками, исподволь подталкивая аудиторию к выводу, что это они стоят за покушением, но не принимая на себя прямо ответственности за теракт. А лондонские аналитики тем временем утверждают, что покушение на Кусея могло стать и результатом противоречий внутри “ближнего круга” Саддама Хусейна. Излишне напоминать, что такие вот противоречия в состоянии разорвать изнутри Ирак и без постороннего участия.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: