НУРАНИ
Как сообщил армянский информационный сайт PanArmenian, с визитом в Багдаде на днях побывали члены армяно-иракской депутатской группы дружбы. Визит состоялся по приглашению депутатской группы дружбы парламента Ирака.
Члены армянской делегации встретились с руководством страны, в частности со спикером иракского парламента Садуном Хамади, вице-премьером Тариком Азизом и членами правительства.
Кроме путей развития двусторонних отношений, обсуждались также вопросы предстоящего визита в Ереван официальной иракской делегации. А представители Багдада по традиции заявили, что считают блокаду Ирака неприемлемой и ожидают не только гуманитарной помощи, но и предложений по сотрудничеству.
Сам факт визита армянских парламентариев в Ирак, когда в американской прессе ежедневно появляются “утечки” о планах администрации США по свержению режима Саддама Хусейна силами внутрииракской оппозиции и военных ударов по Багдаду, если внутренний мятеж не приведет к желаемым результатам, не может не вызывать вопросов. К тому же в Ереване одновременно демонстрируют готовность развивать связи с другим государством-изгоем – Ираном.
Так, в Ереван для консультаций с руководством Армении прибыл замминистра иностранных дел Ирана Мохсен Аминзаде. Если визит Аминзаде в Ереван еще можно объяснить весьма высоким уровнем армяно-иранского сотрудничества во всех областях, то поездка армянских депутатов в Багдад просто не может быть ничем иным, кроме недвусмысленного политического жеста, адресованного США. И все это – на фоне рассуждений официальных представителей Еревана, что развитие отношений с Вашингтоном не противоречит традиционным связям с Москвой и т.д. Похоже, в Армении назревает новый политический раскол.
Игнорировать рост активности Вашингтона Армения уже не может. Но сближение с Западом невозможно без нормализации отношений с Турцией – все попытки Армении “идти на Запад через заднюю дверь”, налаживать отношения с Грецией, чтобы обойти Турцию, и т.д. потерпели провал. В Ереване уже образовалась группа “прагматиков”, готовых идти на сближение с Анкарой и осознающих, что другого выхода у Еревана все равно нет.
Однако за предыдущие годы тут сформировалось немало финансово-политических группировок, чьи интересы “завязаны” на Россию, Иран и тех партнеров Армении, выбор которых и диктовался враждебностью по отношению к Турции, то есть радикальные арабские страны вроде Сирии, Ливана и Ирака, и они тоже не хотят терять своего влияния.
Такие шаги, как визит армянских парламентариев в Ирак и иранского дипломата в Армению, – ходы беспроигрышные: таким образом можно не только усилить зависимость Армении от “антизападного блока”, но и серьезно осложнить отношения с США.
Плюс ко всему “антизападники” в Армении могут сыграть на той самой псевдопатриотической риторике. Дело не только в том, что официальная позиция Турции остается прежней: до урегулирования карабахского конфликта ни о какой нормализации отношений с Арменией не может быть и речи, а Вашингтон дает понять, что давить на своего союзника в этом вопросе не намерен – кое-кто в Армении уверен, что устанавливать дипотношения с Турцией следует только после того, как эта страна признает “геноцид армян” и даже выплатит армянскому народу “территориальные репарации”, то есть поделится своей территорией.
Нынешняя “ходка” Кочаряна на Запад – уже не первая. Сблизиться с США он пытался осенью 1999 года – тогда дело закончилось “парламентским терактом” 27 октября. Следующая попытка была предпринята в ходе переговоров в Ки Уэсте – в ереванской прессе вновь последовала серия утечек, Кочарян оказался на грани отставки и… вновь пошел на сближение с Россией. И не исключено, что “третья попытка” тоже приведет к резкому обострению ситуации.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год