Король Эль Хассан БИН ТАЛА, председатель Всемирной конференции по вопросам религии и мира, президент “Римского клуба” и президент Форума арабской мысли
(Проект Syndicate специально для “Эхо”)
В это трудное для израильско-палестинских отношений время очень важно предприня позитивные шаги и мобилизовать международную общественность. Для значительного числа палестинцев и израильтян использование силы уже представляет собой единственный метод выражения недовольства.
У палестинской общественности остается очень мало надежды на изменение ситуации в ближайшем будущем, и поэтому ей уже нечего терять. Однако совершенно ясно и то, что принятие экстремальных мер любой из сторон приведет лишь к еще более широкомасштабным и жестоким столкновениям.
Вместо того, чтобы обрекать себя на долгие годы ненависти и страданий, необходимо создать основы для будущего мира и сделать это очень быстро, пока еще не уничтожены все цивилизованные структуры.
Текущий конфликт занимает сегодня первостепенное положение в умах людей, однако до тех пор, пока благополучие не станет первоочередным и первостепенным значением для человечества, конфликты будут доминировать в международных отношениях. Желающие внести свой вклад в снижение напряженности и улучшение ситуации в регионе должны стараться создать условия, которые позволили бы миротворцам помочь враждующим сторонам найти общий язык.
Политические деятели и СМИ должны сосредоточиться на программах, посвященных конкретным гуманитарным проблемам, а не религиозным вопросам. Приоритет должен отдаваться проектам расширения сотрудничества, как, например, сотрудничества между представителями различных вероисповеданий, школами и течениями в рамках одной веры, а также между религиозными и светскими группами. Ислам – религия мира и стремления к совершенству, поэтому совершение жестокостей во имя ислама – это предательство по отношению к нему.
Ислам – это широкая и содержательная религия, приверженцы которой во всем мире страдают сегодня из-за отсутствия единства. Например, издавать фатву, или религиозные указы, считается допустимым и законным, если это делают те, чья репутация и высокое положение в обществе признано всей уммой, т.е. всем мусульманским обществом. Нам необходимы достойные доверия организации с хорошей репутацией для издания фатвы глобального значения, уполномоченной представлять мусульманские сообщества во всем мире.
Эти организации могли бы располагаться в Мекке и Наджафе, представляя собой шиитские и суннитские центры религиозной мысли. Такой шаг мог бы продемонстрировать немусульманскому миру трезвость и остроту мышления в исламском обществе, а также внести свой вклад в дебаты по поводу глобальных ценностей. Глобализация и ислам не будут несовместимыми, если признавать ислам как традицию, которой есть что привнести в мировую цивилизацию, а не как угрозу, которую необходимо нейтрализовать.
Целью сегодня должна стать модернизация любой традиции при сохранении верности ее корням. Полное уничтожение религиозных норм произведет дестабилизирующий эффект. Чтобы добиться успеха в усовершенствовании этого мира, нельзя основывать глобализацию исключительно на рыночных силах, а необходимо укреплять стабильность и усиливать интеграцию различных обществ.
На Ближнем Востоке необходимо четкое этическое руководство. Но такое руководство не может добиться результатов в вакууме. Глобальные нормы поведения могут быть эффективными, только если их будут придерживаться абсолютно все. Если же создастся впечатление, что, казалось бы, универсальная политика применяется непоследовательно в целях содействия интересам одной нации или представителей одной культуры, эта политика потеряет доверие и будет отвергнута как представляющая двойной стандарт.
Именно на правителях и на людях, способных формировать общественное мнение, лежит ответственность за повсеместное проведение в жизнь универсальных прав, за то, чтобы все без исключения подчинялись власти закона.
Только насаждением культуры согласия с гуманитарными нормами мы сможем создать необходимые предпосылки для сохранения живого и энергичного гражданского общества, проведения переговоров вместо порождения конфликтов и для обеспечения благосостояния человечества. Развитые страны мира приняли на себя обязательства жить в соответствии с нормами Декларации прав человека и другими документами, содержащими универсальные нормы. Одним из самых важных проявлений доброй воли является гуманитарная помощь.
В настоящее время, когда существует риск усугубления военных конфликтов в различных уголках мира, западные организации могут оказать поддержку людям в зонах беспорядков. Однако гуманитарная помощь не должна стать еще одним инструментом внешней политики. Если получающие помощь люди начнут думать, что она является предметом политических манипуляций, возможности установления международных отношений на основе доверия значительно сократятся. Должна произойти переоценка места и роли альтруизма.
Международное сообщество может предложить стабильность и улучшение условий жизни как для израильтян, так и для палестинцев путем вмешательства в конфликт в виде миротворческого и гуманитарного присутствия при поддержке ООН и Соединенных Штатов.
Внешнее вмешательство может быть совершенно необходимым (включая приверженность международного сообщества конкретным целям, а не только процесс, направленный на достижение этих целей), прежде чем станет возможным будущее, в котором обе стороны в сегодняшнем конфликте смогут жить и процветать бок о бок друг с другом.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год