Р.ЯДУЛЛАОГЛУ, Н.ГУЛИЕВА
Вчера в Тегеране завершила свою работу международная конференция по вопросам транзитных перевозок. РИА “Ореанда” со ссылкой на посла Исламской Республики Иран в этой стране Мохаммада Фархада Колейни, сообщило, что в конференции приняли участие представители 30 государств.
В то же время, согласно информации агентства “Билик дуньясы”, визит в Тегеран главы госконцерна “Азеравтонаглийят” Гусейна Гусейнова, был бесплодным.
Приводится следующее объяснение: “вылетев вчера в Тегеран, он появился уже сегодня (то есть 12 июня. – Авт.) в рабочем кабинете в Баку”. То есть Г.Гусейнов покинул конференцию за день до ее завершения.
Далее: “источники в правительстве сообщили “Билик дуньясы”, что целью визита были переговоры между азербайджанской и иранской сторонами о подключении АР к коридору “Север – Юг”. Ожидалось, что в случае достижения какого-либо прогресса, будут согласованы некоторые детали касательно данного вопроса и с представителями России и Индии, которые являются странами-партнерами по соглашению Север – Юг и также участвовали в работе конференции”.
Комментировать происходящее в “Азеравтойол” отказались. Однако ясность в вопрос внесло недавнее интервью Г.Гусейнова газете “Эхо”, в ходе которого глава ведомства приблизительно очертил контуры диалога между Азербайджаном и Ираном относительно транспортных перевозок. Так каждый день пребывания наших машин на территории Ирана обходится в 20 долларов. Учитывая время, потерянное на процедуры проверки, загрузки или разгрузки машин, для перевозчиков въезд в Иран стоит больших денег.
С Россией аналогичную ситуацию удалось решить, введя разрешительную систему. Она была необходима ввиду того, что грузоперевозчикам порой приходилось преодолевать большие расстояния. “По договоренности с российской стороной, Азербайджан не взимает этих денег с въезжающих в страну с севера грузовых автомобилей”, – сказал тогда Г.Гусейнов.
Было отмечено, что это выгодно Азербайджану, поскольку в Россию выезжает больше машин, чем въезжает обратно. С Ираном несколько иначе. Наоборот, оттуда в Азербайджан въезжает больше грузовиков. В течение года их число колеблется в пределах 20 – 25 тыс. Пик перевозок через Азербайджан пришелся на 1996 год. Тогда из Ирана въехало (с учетом транзита и через Нахчыван) 42 тыс. грузовых автомобилей.
Однако, как отметил Г.Гусейнов, с каждым годом их число падает, поскольку сильно насыщен азербайджанский рынок товаров и появились собственные экспедиторы. Азербайджан не собирается упразднять систему платы за каждый въехавший в страну автомобиль. Тоже по нескольким причинам. Во-первых, это отразится не только на бюджете ведомства , но всего государства, поскольку ежегодно в казну “Азеравтонаглийят” перечисляет 20 – 25 млрд. манатов.
Во-вторых, сам Иран не работает по системе квот. Г.Гусейнов утверждает, что по договоренности с Россией разрешение на въезд и выезд выдается владельцам 8 тыс. транспортных средств.
Стороны строго соблюдают договор. Но если аналогичную практику применить и к Ирану, то квота будет использована в течение каких-то 3 месяцев. Вся эта мудреная система квот и разрешительных документов четко раскрывает позицию Азербайджана. А она сегодня непоколебима, поскольку реализовать проект “Север – Юг” удастся только при участии в нем Азербайджана.
Правда, речь идет о наземном маршруте. Как сообщило РИА “Новости” со ссылкой на заместителя главы министерства путей сообщения (МПС) России, председатель координационного совета международного транспортного коридора (МТК) “Север – Юг” Владимир Якунин, возглавлявшего российскую делегацию на международной конференции “Иран – транзит-2002”, “странам-участникам МТК чрезвычайно важно развивать две составляющие – морскую и железнодорожную. Для активизации транспортного движения в этом регионе Минтранс России разработал программу строительства порта Оля (Астраханская область) преимущественно с целью увеличения контейнерных мощностей.
В содружестве с министерством транспорта МПС РФ планирует реализовать проекты, связанные со строительство подъездных путей и железнодорожных станций на направлении к порту.
Однако морской путь требует гораздо больших затрат времени, чем железнодорожный. Чтобы реализовать последнее, необходимо соединить железнодорожным сообщением азербайджанскую Астару с иранской Астарой. Но это лишь перспективные планы. Сегодня Азербайджан обсуждает с Ираном детали грузовых перевозок. И, видимо, безуспешно…
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год