Власти Азербайджана пошли на официальный контакт с нардаранцами

Р.ОРУДЖЕВ

Кажется, властям надоело тянуть с нардаранской проблемой. Сегодня, по поручению президента Гейдара Алиева заведующие трех отделов администрации главы государства, а также мэр Баку Гаджибала Абуталыбов примут в здании Сабунчинской исполнительной власти группу жителей поселка Hардаран.

По итогам встречи будет подготовлен доклад президенту. Об этом “Туран” сообщил заведующий общественно-политическим отделом аппарата президента Али Гасанов. Помимо него во встрече примут участие руководители отделов аппарата президента по работе с территориальными органами управления Юсиф Гумбатов и государственного контроля – Салман Джафаров.

Комментируя это сообщение для “Эхо”, вчера вечером один из аксакалов Нардарана хаджи Вагиф сообщил, что вопрос участия во встрече уже обсужден, сформирована группа из трех делегатов, которые отправятся на встречу с президентскими парламентерами.

Время встречи в здании Сабунчинской районной исполнительной власти, сегодня утром сообщит аксакалам ее глава Алибаба Алиев. Между тем вчера представители руководства Исламской партии Азербайджана (ИПА) провели пресс-конференцию в связи с арестом 10 июня ее лидера Аликрама Алиева и члена высшего совета партии Мирмехти Дарафарина.

Зампред ИПА Ровшан Ахмедов назвал неправильными попытки придать религиозную и политическую окраску акциям нардаранцев. По его словам, акции в Hардаране схожи с социальными акциями жителей Шеки, населенных пунктов Hахчыванской АР, имевших место в 2000-2001 гг.

Вместе с тем партия считает справедливыми социальные требования нардаранцев и осуждает применение оружия против них. Ответственность за происшедшие беспорядки несет руководство МВД и Генпрокуратуры, Управления полиции и прокуратуры Сабунчинского района.

Со ссылкой на вчерашнее заявление спикера ММ, Р.Ахмедов сообщил “Эхо”, что председателю ИПА А.Алиеву уже предъявлены обвинения по ст.220 и 315, а Мирмехти Дарафарину еще нет. Оба находятся в здании Управления по борьбе с бандитизмом и терроризмом. По словам Ахмедова, статьи в отношении лидера ИПА означают, что против него возбуждено уголовное дело по обвинению в совершении массовых беспорядков и сопротивлении представителям власти. Однако обвинения эти надуманны.

По словам самих нардаранцев, 3 июня А.Алиев вообще не находился в Hардаране, а был в Баку. Вчера же стало известно, что расположенный в Женеве Международный секретариат против пыток (МСПП) выразил 7 июня “глубокую озабоченность” действиями властей Азербайджана против населения поселка Hардаран 3 июня сего года.

В сообщении МСПП, полученном агентством “Туран”, говорится о недопустимости преследования, арестов и применения насилия в отношении граждан, выражающих протест в связи с тяжелым экономическим и социальным положением. МСПП призвал власти Азербайджана “немедленно прекратить подобные действия, которые уже привели к гибели одного демонстранта и ранению неустановленного числа других лиц”. Кроме того, Мониторинговая группа Организаций по правам человека сообщила, что 10 июня был арестован получивший ранение во время событий 3-4 июня в поселке Нардаран местный житель Аликрам Аллахвердиев, который к моменту ареста находился в Сабунчинской больнице.

Аллахвердиев был доставлен в Городское управление полиции. …В самом поселке особых изменений за вчерашний день не произошло. Вплоть до вечернего сообщения СМИ о распоряжении президента начать переговоры с нардаранцами, старейшины на площади Имама Хусейна продолжали недоумевать по поводу того, отчего власти затягивают решаемую в принципе проблему. Количество постов вокруг поселка не уменьшилось – всего их 7.

Корреспонденты “Эхо” отметили, что вместо одного поста на въезде в Нардаран из Маштаги, сегодня установлено два таких пункта. Причем они перенесены примерно на полкилометра вглубь поселка.

Помимо гаишников, контролирующих проезжающий транспорт, по обеим сторонам трассы их прикрывают несколько десятков вооруженных бойцов внутренних войск за сооруженными наспех укреплениями из подручных камней и мешков с песком.

Внутри поселка особого напряжения не ощущается. Тем не менее на центральной площади в ожидании новостей постоянно находятся от 50 до 100 мужчин разного возраста. При встрече с журналистами старейшины выразили свое негодование по поводу стремления СМИ увязать проблемы Нардарана с “иранским влиянием” или “интересами оппозиции”. Удивляются старики и настойчивым повторениям сообщений о якобы имеющемся в селе боевом оружии.

По этому поводу хаджи Вагиф припомнил, что незадолго до событий по селу бродила крупная рыжая собака, больная бешенством. Это вызывало обеспокоенность сельчан, но пристрелить ее было большой проблемой – ни у кого из нардаранцев не оказалось дома даже исправных охотничьих ружей.

Раздражение нардаранцев вызывает и работа парламента. Как известно, вчера лидер Компартии Рамиз Ахмедов и председатель партии “Юрддаш” Маис Сафарли потребовали пригласить в парламент руководителей правоохранительных органов для информирования депутатов о том, что же произошло в Нардаране. “Почему они зовут выступить преступников, поднявших оружие на собственный народ? Почему депутаты не хотят выслушать нас самих – пострадавших от пуль этих полицейских?”

Помимо прочего, как сообщили “Эхо” брат председателя ИПА хаджи Алислам Алиев и первый зампред ИПА хаджи Гаджиага Нуриев, накануне, бывший представитель Сабунчинской районной власти в Нардаране Фазилят Мирзоев (из-за которого, собственно, и начался весь сыр-бор) пожелал встретиться с прессой, чтобы сообщить, что никакого давления или силы со стороны односельчан во время волнений 7 мая на него не оказывалось.

В настоящее время Ф.Мирзоев работает в Сабунчинской районной власти, но, по словам старейшин, заявляет, что никакой жалобы на односельчан он не писал.

Просто, после того, как люди заявили ему, что не желают видеть его в качестве представителя власти, Мирзоев явился в райцентр и написал заявление об уходе с объяснением причин. Однако власти, говорят старики, не имея даже никакого документального подтверждения, тут же начали следствие по отношению к 7 нардаранцам, которых и арестовали 3 июня, введя в село внутренние войска.

Вчера сам Ф.Мирзоев не смог подтвердить эти слова, но в их правдивости клялся его родной брат Адалят Мирзоев, прибывший в центр села. По его словам, брат хотел поговорить с прессой, тем более, что по телефону старики уже позвали его с работы. Однако все телефоны в районе прослушиваются, и узнав о намеченной встрече, начальство Ф.Мирзоева запретило ему выезжать в Нардаран до позднего вечера.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: