Волнения в Нардаране: экономический аспект

Р.НАСИРОВ

Уже сегодня настораживает совпадение по времени скандала, разгоревшегося вокруг компании Caspian Fish и нардаранскими событиями. Прямо они не связаны.

Но если вспомнить, что компания, против которой МНБ возбудило уголовное дело, занимается производством рыбной продукции, а Нардаран – один из основных источников их добычи на Абшероне, то связь между событиями не кажется столь зыбкой. Тем более, глава компании возможность участия в деле рыбной мафии не исключает.

В самом поселке жители не стали отрицать, что вылов осетровых в Нардаране продолжается по сей день. Однако производится в масштабах, не удовлетворяющих потребности Caspian Fish или противостоять ей. То есть, рыбалкой нардаранцы занимаются на любительских началах.

Выяснилась другая деталь: месяца 2-3 назад старейшины поселка встретились с главой Таможенного комитета Кямаледдином Гейдаровым. Цель встречи заключалась в том, чтобы К.Гейдаров содействовал решению вопроса двойного налогообложения нардаранского экспорта. Речь шла в основном об овощах (парниковые огурцы и помидоры) и гвоздиках. К.Гейдаров, приняв гостей, обещал содействовать в решении их проблемы.

Встретиться с людьми, непосредственно разговаривавшими тогда с Гейдаровым, не удалось – все они оказались задержанными после нардаранских событий. В чем жители поселка тоже видят умысел, поскольку арестованными оказались люди, которые не только владели тонкостями “цветочной беседы”, но и в беседе с представителями исполнительной власти сформулировали другие социальные требования нардаранцев.

Было сказано, что еще когда поселок посетил Гаджибала Абуталыбов, аксаккал хаджи Физули открыто заявил ему, что события в Нардаране напрямую связаны с происками цветочной мафии, которая заинтересована в том, чтобы противодействовать этому бизнесу в поселке. А он между тем велик. Еще во времена СССР большая часть нардаранцев, впрочем как и жителей большинства других поселков Баку специализировались на цветоводстве. Только в Нардаране было порядка 3 тыс. парников. Выращенные гвоздики отправлялись на московские рынки либо самими производителями, либо перекупщиками.

Чтобы представить о каких деньгах идет речь уместно сказать, что с 1 одного парника в зависимости от его размеров можно было собрать от 5 до 50 тыс. штук цветочной продукции. На российских рынках в зимнее время года они продавались за весьма большие деньги.

Сегодня условий для выращивания гвоздик в таких масштабах нет. Из-за отсутствия газа жители разобрали деревянные обшивки парников и использовали их в качестве дров. В результате в поселке осталось всего 300-400 парников. Нардаранцы утверждают, что теперь в “сезон” из-за отсутствия газа с одного парника удается собрать порядка 2-3 тыс. цветов. С учетом затрат на химреагенты, удобрения и другие производственные затраты, себестоимость каждой гвоздики обходится в 200 манатов.

“А при экспорте цветов перекупщики (порой ими бывают сами нардаранцы) вынуждены платить мзду азербайджанским таможенникам в 150-200 манатов за каждую гвоздику. Стражи границ сопредельной (обычно российской) стороны удваивают неучтенные затраты”, – сказали вчера нардаранцы. В результате вместе с транспортными расходами себестоимость цветка возрастает до 1500 манатов…

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: