Р.ОРУДЖЕВ
Вечером, 10 июня, специальный представитель по Каспию, замминистра иностранных дел Ирана Мехди Сафари во главе экспертной группы прибыл в Баку для рассмотрения проблемы правового статуса моря.
Сразу по прибытии Сафари выразил надежду на успешное проведение консультаций и переговоров экспертами двух стран по правовому режиму Каспийского моря.
Вчера делегацию спецпосланника Тегерана принял министp иностpанных дел Азеpбайджана Вилаят Гулиев. Как сообщает пpесс-служба МИД Азеpбайджана, в ходе беседы Гулиев выpазил надежду, что пpоблема пpавового статуса Каспия будет pазpешена на основе “взаимного довеpия” пpибpежных госудаpств. В свою очеpедь Сафаpи выpазил убежденность, что “позитивные” шаги, пpедпpинимаемые в этом напpавлении, в скоpом вpемени пpиведут к “полезным” pезультатам. Hапомним, что иpанская делегация пpибыла в Баку для пpодолжения консультаций, начатых во вpемя последнего визита в Тегеpан Гейдаpа Алиева.
По сообщению МИД, вчера же М.Сафари провел встречи с замминистра иностранных дел Халафом Халафовым и вице-президентом ГНКАР Хошбахтом Юсифзаде. Вопросы, которые обсуждались в ходе консультаций и их детали, не разглашаются. Как полагают эксперты, речь идет о проблеме раздела Каспия на национальные секторы. Планируется, что консультации продлятся до 13 июня.
Между тем тегеранский корреспондент РИА “Новости” сообщил, что в центре внимания этих переговоров и встреч специалистов будет также поиск разрешения разногласий между Баку и Тегераном по определению принадлежности некоторых нефтегазовых месторождений, которые находятся на спорных территориях в ирано-азербайджанской части моря.
И еще, по неофициальным данным, в ходе визита президента Алиева, иpанской стоpоне было сделано пpедложение о совместной pазpаботке споpных местоpождений и поиске компpомисса в вопpосе о пpокладке моpской гpаницы между Иpаном и Азеpбайджаном.
Несмотря на это вчера глава МИД Вилаят Гулиев сообщил журналистам, что во время беседы с М.Сафари вопрос о принадлежности группы месторождений “Араз-Алов-Шарг” конкретно не обсуждался. Разговор, отметил министр, шел в политической плоскости.
В основном речь шла о теоретических и юридических аспектах правового статуса Каспия.
“Согласие почти всех прикаспийских государств делить дно и его ресурсы влияет на позицию Ирана: в ходе недавних переговоров Гейдара Алиева с Мохаммадом Хатами стороны согласились обсуждать варианты раздела южнокаспийского дна. Иранские же правительственные чиновники заявляют, что здесь вполне возможен компромисс, причем с учетом позиций других стран региона. Это в свою очередь позволит определить новый межгосударственный статус всего Каспийского бассейна”.
Об этом говорится в опубликованном вчера аналитическом материале издания “Газета.СНГ”, и дает некоторые основания предполагать, что идущие сегодня в Баку азербайджано-иранские переговоры носят более серьезный характер, чем то о чем сообщают прессе.
При всем при том следует помнить, азербайджанская сторона неоднократно отмечала, что недавние российско-казахстанские договоренности сдвинули с мертвой точки межкаспийские переговоры.
Раздел же дна в нынешних условиях, как считают в Баку, – единственно возможный путь компромисса и предотвращения военно-политических конфликтов в регионе (памятуя об имевших место пограничных инцидентах на Каспии между Туркменистаном и Азербайджаном, Азербайджаном и Ираном).
Официальная же позиция Ирана тоже пока прежняя: делить дно и воду по равным (20-процентным) долям, обеспечив “равную доступность” прикаспийских стран к нефтегазовым закромам в любом секторе моря.
Дело в том, что иранский (то есть южный) сектор Каспия лишен, по мнению многих экспертов, углеводородного сырья, зато переполнен осетровыми, в том числе мигрировавшими с нефтегазоносных участков моря. Так что, стремление Тегерана проникнуть в нефтегазовые кладовые бассейна, вполне объяснимо.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год