Арестованы лидеры Исламской партии

Р.ОРУДЖЕВ

Вчера, около 20.00 в Баку был арестован и увезен в неизвестном направлении председатель Исламской партии Азербайджана хаджи Аликрам Алиев. Об этом “Эхо” сообщили житель Нардарана хаджи Вагиф Гасымов и заместитель председателя Исламской партии кербалаи Ровшан Ахмедов.

По их словам, в это время нардаранец хаджи Аликрам Алиев находился у своей дочери, живущей в 9-м микрорайоне г.Баку. А.Алиев, как сказал кербалаи Ровшан Ахмедов, страдает сахарным диабетом, и на момент ареста он лежал дома у дочки под капельницей.

Первыми весть об обострении болезни А.Алиева узнали в Нардаране. Оттуда в Баку выехал член высшего совета ИПА Мирмехти Дарафарин с водителем. Оба они находились рядом с А.Алиевым, когда в квартиру неожиданно заявились двое в штатском, которые объявили, что они сотрудники Управления по борьбе с бандитизмом и терроризмом, и велели А.Алиеву немедленно проследовать с ними.

Узнав, что М.Дарафарин гость, представившиеся сотрудниками правоохранительных органов неизвестные люди запретили ему покидать пределы квартиры и увели А.Алиева. По словам дочери известного нардаранца, которые приводит зампред ИПА кербалаи Ровшан Ахмедов, в окно она видела, как отца посадили в “Джип” и увезли в неизвестном направлении.

Примерно через 10 минут в дом дочери А.Алиева явился местный полицейский участковый, который и задержал М.Дарафарина.

Его, сообщила женщина, посадили в “Волгу” и повезли в направлении местного участкового пункта полиции. Шоферу, который привез М.Дарафарина к Аликраму Алиеву, участковый сказал, что тот будет отпущен часа через 2. Однако ни про председателя ИПА, ни про члена высшего совета партии по состоянию на 01.20 никому не было известно, куда их увезли и где они находятся.

В Управлении полиции по бандитизму и терроризму, куда за выяснением причин арестов обратился через некоторое время соратник А.Алиева по политическому блоку, сопредседатель Социал-демократической партии Араз Ализаде, дежурный ответил, что арестованные с такими именами к ним не доставлялись.

Кроме того, Аразу Ализаде удалось связаться с замначальника ГУП Баку Яшаром Алиевым, который также сообщил, что в ГУП сведениями о задержании А.Алиева не располагают. Р.Ахмедов не исключает того, что охота вчера была объявлена на всех членов руководства ИПА: “Быть может, мы с вами говорим в последний раз.

По нашим данным, все телефоны прослушиваются. И кому-то, наверное, не хотелось, чтобы информация из первоисточника попала в газеты. Опасения эти подтверждаются еще и тем, что начиная с субботы и до вчерашнего (позавчерашнего. – Ред.) дня членов руководства ИПА вызывали в 12-е отделение полиции Сабунчинского района для дачи свидетельских показаний по событиям.

Мне позвонили оттуда 10 июня, но я сказал им, что по телефонному звонку никуда не пойду. У меня есть юридический адрес, пусть пошлют извещение, и только после этого будем разговаривать через моего адвоката. Кстати, М.Дарафарин 9 июня явился в 12-е отделение по вызову, где у него потребовали свидетельские показания.

Он рассказал, что полицейские обращались с ним крайне грубо, оскорбляли последними словами, а затем заявили ему: “Мы всех вас поголовно арестуем”. Араз Ализаде считает, что власти готовятся к проведению карательной акции. “Хаджи Аликрам – один из самых уважаемых аксакалов Нардарана.

Карательные органы Азербайджана (я не могу назвать их правоохранительными) совершили одну ошибку и теперь хотят обелить себя, заставив невинных людей признаться в том, чего не было. Потому что вызванным в полицию членам ИПА, окончившим в свое время религиозные учебные заведения в г.Куме (Иран), в том числе и Мирмехти Дарафарину, предлагали признаться, что были якобы какие-то инструкции и денежные вливания нардаранцам из Ирана.

Один раз хаджи Аликрама в связях с Ираном уже обвиняли, и от наших репрессивных органов я жду любой клеветы”. Арест именно хаджи Аликрама Алиева и допросы тех членов ИПА, которые в свое время окончили религиозные учебные заведения в Куме, могут быть напрямую связаны с прежним судебным процессом над активистами Исламской партии.

Напомним, что в 1996 году А.Алиев и его соратники были обвинены в шпионаже в пользу Ирана. Кстати, одним из пунктов обвинения была отправка молодежи в иранские религиозные учебные заведения, где они проходили также и боевую подготовку.

Привлечение именно этих людей сейчас в качестве свидетелей говорит о том, что иранский фактор – одна из главных версий, разрабатываемых следствием. Судя по всему, ситуация в Нардаране вновь приблизилась к критической отметке – всем известно, каким авторитетом среди односельчан обладает председатель ИПА хаджи Аликрам Алиев.

Однако вернемся к тому, что происходило в Нардаране вчера, до ареста А.Алиева. Как известно, попытки разрешить нардаранское противостояние предпринимали еще на прошлой неделе различные неправительственные организации. Однако им не было суждено стать посредником в решении проблем между сельчанами и властями.

Еще 5 июня с представителями старейшин Нардарана встретился не называемый по имени представитель аппарата президента. Этот человек ознакомился с требованиями сельчан и обещал довести их до руководства страны, после чего будет принято решение о том, как следует вести дальнейшие переговоры между властями и Нардараном.

Требования, как известно, состоят в немедленном освобождении из-под стражи и суда всех арестованных жителей поселка, привлечении к ответственности тех представителей правоохранительных органов, которые виновны в свершившейся кровавой трагедии, бесплатном и полном лечении всех раненых в ночь на 4 июня и прекращении расследования в их отношении, а также в том, чтобы исполнительная власть Сабунчинского района признала право нардаранцев предлагать своих, избранных голосованием, кандидатов на назначение местными представителями власти.

“Два дня, – сообщил “Эхо” первый зампред Исламской партии хаджи Гаджиага Нуриев, – в президентской администрации шло обсуждение наших предложений.

Наконец в субботу 8 июня, около 13.00 тот же представитель аппарата прибыл в Нардаран и в течение 2 часов общался с нашими аксакалами. Обе стороны пришли к заключению, что и исполнительные власти, и нардаранцы заинтересованы в продолжении переговоров, и что они, даст Бог, приведут к национальному единству и пониманию. Воскресенье был выходным, и кроме того, два дня президента не было в стране. По этим причинам переговоры немного приостановились.

Мы надеемся, что не сегодня-завтра они будут продолжены. Если два раза переговоры состоялись, то, наверное, уже скоро должны принять наших делегатов в президентском аппарате”.

По словам Нуриева, народ тревожится тем, как продолжатся переговоры с властями, “все с волнением ждут итогов, каждый день люди приходят к аксакалам, пытаются понять, чем кончатся переговоры”. Кроме того, сообщил Г.Нуриев, вчера управление ГАИ столицы сняло с маршрута 4 микроавтобуса, совершавших рейсы между столицей и Нардараном. У водителей были отобраны права. Сельчане приходят к выводу, что и эти шаги полиция предпринимает по отношению к ним умышленно. Постоянные проверки на постах и сокращение количества автобусов приводят к тому, что нардаранцам становится еще труднее зарабатывать себе на ежедневное пропитание.

По сообщению одного из старейшин, вчера аресту были подвергнуты еще порядка 8 жителей Нардарана (не считая лидера ИПА хаджи Аликрама Алиева и члена высшего совета Мирмехти Дарафарина), таким образом, общее число арестованных достигло 30 человек. Днем в поселке побывал посол Великобритании Эндрю Такер, который также общался со старейшинами. К вечеру люди были взволнованы, ходили слухи, что с сегодняшнего дня прекратится завоз хлеба в поселок и не будет отпускаться бензин нардаранцам.

В связи с этим некоторые жители обратились к аксакалам с предложением объявить всеобщую голодовку всех нардаранцев. “Но я лично отговаривал их от этого, – сообщил аксакал. – Зачем еще страдать? Мы ждем, может быть, президент что-нибудь нам скажет”.

Между тем еще в субботу 8 июня в беседе с журналистами перед отбытием в Санкт-Петербург на вопрос о возможности встречи со старейшинами Нардарана президент Г.Алиев ответил следующим образом: “Я никогда не остаюсь безразличным к обращениям ко мне”. В то же время Алиев отказался комментировать нардаранские события. “Этим вопросом занимаются правоохранительные органы. Сейчас там все спокойно. После того, как правоохранительные органы закончат, доложат мне, я выражу свое отношение”,- сказал Гейдар Алиев.

Сегодня на очередном заседании продленной сессии Милли меджлиса должны пройти слушания по нардаранским событиям. Какую форму они примут, – сказать сложно, однако в свете информации об аресте лидеров Исламской партии, которую вчера распространили соратники хаджи Аликрама Алиева, политический фактор в событиях 3 июня, возможно, станет одним из самых обсуждаемых.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: