В Азербайджане вступит в силу новый констуционный закон

И.ЮСИФОГЛУ

В ближайшее время вступит в силу конституционный закон (КЗ) “О регулировании реализации основных прав и свобод человека”, принятый Милли меджлисом во втором чтении 7 июня.

Однако уже сейчас представители оппозиционных партий заявляют о намерении опротестовать КЗ. Напомним, что закон, по мнению оппозиционеров, ограничивает основные права и свободы, приведенные в III разделе Конституции АР.

Отметим, что при последних двух попытках несанкционированных митингов на площади Азадлыг Движение объединенной оппозиции (ДОО) апеллировало к статье 49 Конституции “О свободе собраний”, заявляя, что “Конституция дает право каждому свободу на проведение демонстраций и митингов”.

А теперь, после вступления в силу КЗ, свобода собраний может быть ограничена в целях: “интересов государственной безопасности, охраны здоровья и нравственности, защиты прав и свобод других людей, предотвращения преступлений, массовых волнений, общественного спокойствия”. “Запреты массовых акций будут обосновывать после этого новым КЗ”, – заявляет Айдын Гулиев, секретарь ДПА – партии, входящей в ДОО. На все предыдущие обращения ДОО в мэрию Баку с просьбой санкционировать митинг власти отвечали отрицательно.

“Самым популярным обоснованием отказа служит довод: движение транспорта на этой местности насыщенное, а плотность населения высока”, – говорит Айдын Гулиев. Представители исполнительной власти (ИВ) столицы, по словам Гулиева, не ссылаются на какие-либо правовые акты. Это подтвердил и сопредседатель СДПА Араз Ализаде.

По словам сопредседателя партии-лидера Объединения проазербайджанских сил (ОПС), мэрия отказывала этой партии в проведении митинга 17 раз. Из них 16 раз отказ в санкционировании акции обосновывали тем, что “мэрия считает проведение акции нецелесообразным”.

Только один ответ ИВ, по словам Ализаде, содержал причину отказа: “в преддверии парламентских выборов 2000 года ОПС, бойкотировавшая те выборы, обратилась в мэрию с просьбой санкционировать митинг. Мэрия ответила что “считает проведение акции нецелесообразным, так как ОПС бойкотировала парламентские выборы. А проведение акции в преддверии выборов может восприниматься как давление на членов избирательных комиссий”. А зачем мне давить на членов комиссий, если я не буду участвовать в выборах?”.

С вступлением в силу нового КЗ, как полагает Айдын Гулиев, “запрету акций дается правовое обоснование”. Тем не менее представители оппозиционных партий мириться с новым КЗ не намерены. Араз Ализаде, к примеру, заявил, что “не будет признавать этот закон, так как он противоречит Конституции страны”. Сопредседатель СДПА ждет назначения представителя Азербайджана в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), чтобы опротестовать КЗ в этой инстанции.

А ДПА, по словам секретаря этой партии, неделей ранее уже обратилась в Конституционный суд с требованием “проверить соответствие КЗ Конституции страны”. Эта партия также готова дойти, в порыве протеста, до ЕСПЧ.

Однако, как считает юрист Фуад Агаев, “гораздо эффективней обращаться в ЕСПЧ в связи с конкретным случаем нарушения прав человека на основе Конституционного закона”. В текст КЗ, по словам юриста, “один к одному перенесена юридическая терминология, используемая Европейским судом”.

Но есть прецеденты исков, по которым ЕСПЧ выносил положительный вердикт в связи с тем, что то или иное решение властей противоречит принципам демократии. “А наши власти будут использовать положения КЗ расширительно, ограничивая права человека на основе этого закона”, – полагает юрист.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: