Нардаранцы откликнулись на призыв президента

Р.ОРУДЖЕВ, М.БАГИРОВ

Вчера поздно вечером на совещании старейшин Нардарана был обсужден призыв президента Азербайжана начать переговоры и уговорить народ разойтись. Меджлис Нардарана принял решение начать переговоры с представителями властей. Однако обстановка вокруг и внутри Нардарана весь вчерашний день продолжала оставаться напряженной. Наши корреспонденты вновь побывали в селе. Первый контрольный пост на пути следования автотранспорта установлен непосредственно перед въездом в пос.Маштага.

Несколько полицейских и с десяток автоматчиков внутренних войск в полевом обмундировании поставлены здесь, вероятно, как второй заслон. В придорожных кустах лежит пулеметчик. Но на этом посту машины, следующие в Нардаран, не задерживают.

Внутри Маштаги по краям трассы ждут своего часа несколько автокранов, видно для вывоза сожженных в Нардаране машин полиции. Значительно отличается от первого следующий пост, установленный прямо на въезде из Маштаги в Нардаран. Здесь пропускают только автомобили с местными жителями. Этот пункт укреплен серьезнее. Кроме полицейских стоит крытый брезентом КрАЗ, в котором “отдыхают” порядка 30 автоматчиков. Кстати, по некоторым данным, в Нардаран не пропускают даже врачей. Вчера представители Хельсинкской гражданской ассамблеи решили посетить Нардаран и пригласили с собой врачей. Однако и для них полиция не сделала исключения.

Впрочем, попасть в Нардаран все-таки можно, хоть и нарушая определенные правила дорожного движения. На подходах к центральной площади Имама Хусейна, у обочин дорог по-прежнему стоят перевернутые и сгоревшие машины и автобусы. Места, где произошли основные столкновения ночью 3 июня и где лежали тела раненых и убитого, обозначены тесно уложенными гвоздиками и розами. В центре одной из таких цветочных “полян” из стреляных гильз сложено слово “ГАТИЛ”(убийца). Весь центр площади Имама Хусейна устлан коврами, на которых постоянно сидят около 200 мужчин самого разного возраста. Вчера люди молились за упокой погибшего Алигасана Агаева. Голос чтеца разносится из динамиков. Вокруг площади, на деревьях и столбах развешаны черные и зеленые полотнища с надписями на арабском, кроме того, много государственных флагов Азербайджана.

От комментариев происходящего ни один житель села не отказывается, однако предпочитает не называть себя. В Нардаране явно опасаются того, что в ближайшие дни власти могут развязать охоту на “зачинщиков беспорядков”. Один из собеседников затронул тему приезда накануне представителей партий оппозиции: “Они не имеют к нам никакого отношения. Мы принимали их из уважения, как любых гостей, которые приехали на похороны, уважая наше горе”.

Этот же человек рассказал, что арестованные 8 делегатов, отправившиеся 3 июня на переговоры в Сабунчи по приглашению исполнительной власти, были обмануты вероломным образом и почему-то заключены под стражу. Само развитие событий, по его словам, изначально получило неверную интерпретацию. 7 мая, когда нардаранцы потребовали сменить Фазилята Мирзоева, представляющего в поселке районную власть, никаких насильственных действий к нему применено не было: “Ни один из нас не тронул его даже пальцем”. Напомним, что именно изгнание Ф.Мирзоева, власти использовали как повод для ввода 3 июня частей внутренних войск в Нардаран – тогда были арестованы за “хулиганство” 7 жителей поселка. Результатом чего и стала кровавая драма. Один из авторитетных старейшин рассказал, что вчера скончалась еще одна пожилая жительница Нардарана.

Здесь ее называют второй жертвой событий, поскольку сердце покойной дало знать о себе именно той ужасной ночью. Боли не переставали, вчера днем женщина умерла. Во всех разговорах сквозило недовольство жителей многими СМИ, пытающимися привязать к случившемуся “иранский фактор”. “Если мы чего-то и хотим сегодня, так это, чтобы освободили наших односельчан и решили социальные проблемы Нардарана – больше нам ничего не надо! Мы такие же граждане Азербайджана, как и все остальные”.

Особое возмущение населения связано с утверждениями о якобы имеющемся в селе оружии. При этом вчера вечером в телеэфире замначальника ГУП Баку Яшар Алиев заявил, что никто из арестованных освобожден не будет, что дороги в поселок перекрыты для того, чтобы не допустить вывоза и ввоза оружия в Нардаран. Я.Алиев сказал также, что будут проведены следственные мероприятия по выявлению виновников случившегося, тех, кто стрелял 3 июня и хранит оружие сегодня. Было заявлено, что вчера по дороге в Нардаран арестован некий Хафиз Атакишиев, в автомобиле которого при досмотре были обнаружены пистолет и наркотики.

Жители Нардарана сообщили “Эхо”, что 5 июня продолжились единичные аресты тех нардаранцев, что пытались въехать в поселок, или выехать из него, зафиксированы случаи задержания некоторых местных, торговавших вчера, как и обычно, зеленью на рынках в соседней Маштаге. О судьбе и местонахождении новоарестованных на 01.30 также не было известно ничего определенного. Завотделом аппарата президента Али Гасанов заявил СМИ, что его сотрудники побывали в Нардаране и поговорили со старейшинами относительно возможности начать переговоры. Позже, по телефону, эту информацию подтвердили сами аксакалы. Вечером, около 23.00, как мы уже отмечали выше, началось совещание старейшин села.

По словам аксакалов, темой обсуждения стало обращение президента с призывом к старейшинам Нардарана прибыть к нему на переговоры и уговорить народ разойтись по домам. После этого меджлис Нардарана принял решение прекратить постоянное дежурство мужчин на площади Имама Хусейна и начать переговоры с представителями властей. Тем не менее заявил один из старейшин, траурная церемония, как и было решено, продлится на площади и весь сегодняшний день, начиная с утра. Вчера в беседе с нашим корреспондентом свое отношение к событиям в Нардаране выразил, находящийся в Москве, глава молодежной организации партии “Текамюль” Лачин Джавадов, племянник Махира Джавадова. Он считает несостоятельными слухи о том, что за акциями нардаранцев стоял глава партии “Текамюль” Махир Джавадов.

При этом Лачин Джавадов отметил, что он сам и председатель партии полагают, что нардаранцы имели полное моральное право на выступление против властей. “Жители азербайджанских сел, – сказал Л.Джавадов, – чтут национальные традиции, тогда как правящий клан в Азербайджане эти ценности уничтожает”. Руководитель молодежной организации “Текамюль” добавил, что Махир Джавадов тоже чтит духовные ценности азербайджанского народа, и в частности исламскую религию. Он подчеркнул, что М.Джавадов может вернуться в Азербайджан по зову народа. Л.Джавадов, обращаясь к сотрудникам правоохранительных органов Азербайджана, сказал, что они должны начать служить народу…

Отреагировал и Совет Европы. Ассистент представительства СЕ в Баку Айтен Ширинова сообщила корреспонденту “Эхо”, что текст, выражающий отношение их организации к событиям в Нардаране, уже был готов ко вчерашнему утру, после поездки их сотрудников в поселок. Однако он был отправлен вчера же в головной офис СЕ на ознакомление и утверждение. Если все пройдет нормально, говорит А.Ширинова, то официальное отношение СЕ к нардаранской трагедии станет известно сегодня вечером.

Глава бакинского офиса ОБСЕ Питер Борхардт рассказал в свою очередь, что 4 июня он направил в Нардаран своих сотрудников для того, чтобы получить собственное представление о случившемся и “не пользоваться информацией из вторых рук, например, из СМИ”.

“Мы очень сожалеем о том, что произошли эти столкновения. Они привели к появлению раненых и даже к смертельному случаю. Об этом приходится только сожалеть. Мне кажется очень важным, чтобы все стороны конфликта приложили максимум усилий для того, чтобы воздержаться от обострения ситуации. Сейчас очень важно, чтобы все проявили мудрость. Мы надеемся, что стороны конфликта найдут мирным путем, путем дискуссий, решение тех проблем, которые есть в Нардаране. Мы призываем всех к максимальной сдержанности. Это самое главное сегодня”.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: