Импичмент Кочаряна

НУРАНИ

Как сообщила газета “Азг”, на следующей неделе парламент Армении рассмотрит вопрос об импичменте президента страны Роберта Кочаряна, а голосование, согласно регламенту, будет тайным и закрытым.

Основанием для требования об импичменте послужило заключение временной парламентской комиссии по расследованию теракта 27 октября 1999 года, когда пятеро террористов во главе с Наири Унаняном устроили бойню прямо в зале заседания парламента Армении.

Семеро, в том числе председатель национального собрания Карен Демирчян и премьер-министр Вазген Саркисян, лидеры оппозиционного блока “Единство”, получившего большинство в парламенте, были убиты сразу, еще один депутат парламента скончался позже в больнице, шестеро депутатов парламента Армении были ранены.

Если в первые дни после теракта армянские оппозиционеры говорили о причастности Кочаряна к “парламентскому расстрелу” как о непреложном факте, теперь тональность изменилась. Следствие закончено, в Ереване идет судебный процесс над террористами, завершила работу парламентская комиссия, но в результате никаких фактов, доказывающих причастность Кочаряна к теракту 27 октября, так и не появилось. И оппозиция предпочитает “рассуждать вообще”. Так, на встрече с журналистами в дискуссионном клубе “Аздак” председатель комиссии по государственно-правовым вопросам парламента Армении Виктор Даллакян заявил, что, теракт в армянском

парламенте 27 октября 1999 года, согласно заключению временной парламентской комиссии, изучающей обстоятельства трагедии, мог бы быть предотвращен, если бы органы, отвечающие за безопасность страны, работали на должном уровне. Теракт поставил под угрозу безопасность страны, а “поскольку основным гарантом безопасности страны является президент, то вполне логично, что ряд депутатов, основываясь на заключении временной парламентской комиссии, выступили с инициативой о внесении вопроса об импичменте” в повестку дня парламента.

А согласно закону о регламенте, депутаты, основываясь на заключении временной парламентской комиссии, имеют право выступить с предложением о внесении того или иного вопроса в повестку дня. Сам Кочарян ограничился коротким комментарием: постановка вопроса об импичменте направлена на создание атмосферы недоверия для бизнеса и инвестиций. Газета “Азг”, весьма близкая к правительственным кругам, уверена, что вопрос об импичменте – не более, чем предвыборный “пиар”, и добиться отставки президента оппозиция не сможет. Да, она умело воспользовалась “лазейкой” в регламенте парламента, но не более того, и успех ее – “ситуационный”, не подкрепленный изменением реального распределения сил, уверены журналисты “Азга”.

Но, как бы ни старались в Ереване сделать хорошую мину при плохой игре, очевидно, что в Армении перманентный политический кризис вступает в фазу очередного обострения. Дело даже не в том, что тайное голосование всегда может преподнести сюрприз. Особенно на фоне катастрофически низкого рейтинга самого президента – по сути дела. сегодня Кочаряна спасает только то, что у армянской оппозиции нет четко выраженного лидера.

Плюс ко всему рассмотрение вопроса о его импичменте в парламенте не может не реанимировать старых разговоров о “территориальном размене”, на который в ходе переговоров с заместителем госсекретаря США Строубом Телботтом будто бы согласился Кочарян и о чем якобы собирался поведать парламентариям Вазген Саркисян, но был убит террористами.

Наконец, импичмент президента – это именно тот вопрос, который и может стать основой для объединения оппозиции, пусть даже по принципу “сначала свалим Кочаряна, а дальше видно будет”. Словом, положение Кочаряна уже никак не назвать абсолютно устойчивым, а его политическое будущее – безоблачным. И президент Армении вновь столкнулся с необходимостью повысить собственный рейтинг, пока для этого еще есть время и “административный ресурс”.

Проблема, однако, в том, что сделать это президент Армении может исключительно на “карабахском” поле. Быстрых успехов ни в экономике, ни в социальной политике, как известно, не бывает. А это значит, что в скором времени следует ожидать новых воинственных заявлений из Еревана, нового ужесточения позиций и нового “бряцания оружием”.

И теперь уже неслучайным выглядит тот факт, что вопрос об импичменте президента армянская оппозиция поставила именно в тот момент, когда дипломатическая активность вокруг Карабаха вновь возросла, а в регионе заговорили о надеждах на урегулирование.

Обострение внутриполитической обстановки в Армении уже не раз срывало реальные шансы продвинуть переговорный процесс. Так было и в 1998 году, когда в отставку ушел первый президент Армении Левон Тер-Петросян, и в 1999 году, во время посреднической миссии Тэлботта и действительно весьма странного “парламентского теракта” в Армении, и во время переговоров в Ки Уэсте в 2000 году. Теперь, похоже, история повторяется.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: