А.ГАДЖИЕВА
Третий заезд по раздаче статуэток от НОНП “Гранд” лучшим из лучших в области национальной культуры, учрежденный с сентября 1999 года общественной организацией Green Way и V&V company, завершился. В очередной раз учредители продемонстрировали торжество внешних приличий над объективностью. Внешние приличия, действительно, были соблюдены и самолюбие ни одной звезды не пострадало за счет введения нескольких номинаций прямо в день вручения.
Каждый год этот конкурс вызывает много споров, конфликтов и скандалов. Нынешний процесс анкетирования публики сопровождался периодическими публикациями в газете скульптора Ханлара Ахмедова о том, что “в первый год проведения “Гранда” сопредседатель оргкомитета премии “Гранд” Вадим Караев заказал бронзовые статуэтки ручной полировки за двести пятьдесят долларов каждая. Частями мне заплатили тысячу триста долларов, а сейчас отказываются платить оставшуюся сумму – семь тысяч”.
По словам Х.Ахмедова, в прошлом году организаторы опять подошли к нему и заявили, что “не получается с вами рассчитаться, лучше в этот раз сделайте статуэтки размером меньше, чтобы они обходились дешевле. А оформлять будем подороже, чтобы покрыть прежние расходы”. “Мы сошлись на этом, составили смету и я начал работу.
Потом я узнал о том, что они заказали гипсовые статуэтки за десять тысяч манатов каждая и раздали ее номинантам. Сейчас Вадим Караев говорит, “я тоже ничего не заработал на “Гранде” и потому не могу с вами рассчитаться. И вообще, я к деньгам не имею никакого отношения”, отнекивается. Но дело в том, что вопрос денег со мной обговаривал в том числе и Вадим Караев, да и первый аванс мне заплатил он сам”, утверждает скульптор.
Также Ханлар Ахмедов заявляет, что обратился в комитет по авторским правам, а в Союзе художников специальная комиссия, которая по почерку исполнения определяет авторство, дала ему заключение о том, что именно он автор. Таким образом скульптор подстраховался, так как “как-то на презентации этой скульптуры Вадим Караев заикнулся о том, что “ты скажи, что идея моя, а исполнил – ты”. Я отказался”.
На этом скандалы вокруг этой премии не заканчиваются. Отметим, что в этом году соучредители премии V&V company в лице Вадима и Валеры Илишаевых весьма пассивно участвовали во всем, так как живут и работают в Москве. Вся работа была возложена на Вадима Караева. На церемонии вручения Валера Илишаев присутствовал, но, как видно, остался недоволен результатами Вадима Караева и отказался выйти на сцену. Стоит перечислить некоторые несоответствия между обещанным опросной анкетой и выданным результатом на церемонии награждения.
“Певцом года” в эстрадном жанре назван Фаик Агаев, в народном жанре – Алим Гасымов, разножанровым признан Самир Багиров. Номинаций “Певец года в джазовом стиле” – Джаван Зейналлы, “Певец года в национальном свадебном жанре” – Самед Самедов в опросной анкете не было. Они были добавлены в день вручения. Певицами года стали в эстрадном жанре Айгюн Кязимова, в категорию “разножанровой” определена Алмаз Алескерова.
Номинации “Поэт-песенник года” в опросной анкете не было, но решив, что творчество поэта-песенника Вахида Азиза требует-таки пристального внимания, не оставили без статуэтки и его. В номинации “Модель года” мужской пол проигнорирован, в женском разделе лучшей признана Сабина Гейдарова.
Фактор отсутствия в опросной анкете номинации “Фотомодель года” не лишил радости получить статуэтку и фотомодель Зулейху Акчурину. В номинации “Дебют года” Вадим Караев все-таки решил не идти против музыкального выбора азербайджанских меломанов в лице Тунзали Агаевой, но решил поделить ее “час пик” с Ирадой Ибрагимовой.
В разделе “Лауреатские премии НОНП “Гранд”, также не указанной в опросной анкете, в номинации “За активную творческую деятельность и вклад в развитие культуры Азербайджана” получила статуэтку Ильхама Кулиева. Но по сути эта номинация повторяет “За особый вклад в музискусство”, в рамках которой премию получил и Лютфияр Иманов, с той лишь разницей, что в случае с Примадонной номинацию окрестили большим набором слов.
Также Ильхама ханым не обделена статуэткой еще и по “статье” “За самый зрелищный концертный проект 2001 года “Yasin ne fergi var”, что повторяет номинацию “Шоу-программа года”. Лежит “отметина” “Гранда” и на шоу-программе Фаика Агаева “За смелую творческую инициативу в проведении первого живого исполнения эстрадного концерта во Дворце “Республика” в 2001 году”. Кстати, пресс-служба Бриллиант Дадашевой возмутилась этим фактом, так как певица помнит о том, что Фаик Агаев дал свой сольный концерт в декабре 2000 года, а указ об обязательном “живом” исполнении во Дворце “Республика” был обнародован в начале 2001 года.
Первый “живой” концерт после этого распоряжения дала во Дворце “Республика” именно Бриллиант ханым. “За феерическое эстрадное шоу с использованием экзотических эффектов и костюмов “Qeyri adi sou” с присвоением специального титула НОНП “Гранд” – “Miss Ekstravagant” получила статуэтку и Айгюн Кязимова.
Ее “Шяклими чяк” признан “Хитом года”. “Шлягером года” признан “Дунья сяниндир, гезял” Адалята Шюкюрова. Также этот певец отличился в глазах Вадима Караева “За активную концертную деятельность и цикл авторских песен 2001 года” и “За популяризацию азербайджанских песен в России”.
Одним словом, в этот раз раздали еще пару десятков статуэток за набор слов, вроде “За творческую инициативу в создании цикла песен 2001 года”, “За цикл патриотических песен “Ne gozeldir Azerbaycan”, “За исполнение песен традиционного азербайджанского фольклора”, “За создание и исполнение цикла песен бакинского фольклора “Dogma Baki”, “За исполнительское музыкальное творчество и создание клипа “Ягыш нягмяси” и прочее.
“За авангардный стиль исполнения и колоритный эстрадный проект 2001 года” принята Фатима Аббаскулиева. Более того, В.Караев от души поблагодарил за Фатиму и мать-продюсера певицы Лейлу ханым Мамедову в рамках номинации “За плодотворную продюсерскую деятельность в сфере шоу-бизнеса”. Кинономинации в опросной анкете отсутствовали, но история и практика показала, что в рамках НОНП “Гранд” возможно введение их без желания публики, несмотря на то, что НОНП расшифровывается как “Независимая общественная национальная премия”.
Одним словом, “За творческую инициативу в создании художественно-документального фильма “Шуша йолу” по одноименной поэме Джабира Новруза” премировали режиссера-постановщика Алекпера Мурадова, оператора Вугара Шихалиева, композитора Рауфа Давудоглу, исполнителя главной роли в фильме народного артиста Азербайджана Алиаббаса Гадирова (производство Lider TV) одной статуэткой. Кроме этого, в этом году Вадим Караев ввел и детские номинации. По его расчетам, о принципе которых расскажем, “Танцевальной группой года” признаны “Джуджялярим”, “Певицей года” – Наргиз Султанова (“Шярг улдузлары”), “Танцором года” – Фарид Мурсалиев (Детская филармония), “Танцовщицей года – Аян Алиева (“Дяджял гызлар”).
А теперь, как и обещали, приводим доказательства того, что для Вадима Караева “деньги не пахнут”. Наш корреспондент связался с матерью одной из танцовщиц детского танцевального ансамбля “Дяджял гызлар” Татьяной Алиевой, которая рассказала о том, что “Вадим Караев обратился к нам с предложением привлечь наш ансамбль к участию на детском “Гранде”. Он сказал, что для этого надобно собрать с каждого ребенка по четыре “ширвана”. За это он гарантировал нам, что наш ансамбль шесть месяцев будет участвовать в мероприятиях “Гранда”. Получив деньги, он исчез, ни разу никуда нас не вызывал, нигде мы не выступали.
И вдруг в газетах выходит сообщение о том, что “Джуджалярим” занял первое место, “Шярг улдузлары” – второе, а мы – третье место. Я и несколько родителей стали возмущаться. Так как художественный руководитель “Дяджял гызлар” народная артистка Азербайджана Джамиля ханым Байрамова предупреждала Вадима Караева о том, что если места продаются, то наш ансамбль не будет участвовать вообще. А Вадим Караев отвечал, что “все будет по справедливости”. Когда подошло время церемонии награждения, он предупредил нас, что наши дети не будут выступать на вручении, так как это позволено лишь обладателям первых мест.
За кулисами несколько родителей “наехали” на него, мы с боем выбили возможность нашим детям танцевать. Напугали его тем, что поднимем всю прессу на ноги и разнесем его в пух и прах. Он стал обвинять нас в том, что мы, оказывается, несознательные люди, что мы еще ему должны, так как все это время он нас рекламировал в газете.
Но выступление мы все-таки выбили. Кроме этого, я сама лично заплатила Вадиму Караеву сто долларов за то, чтобы моя дочка Аян Алиева выступила сольно в детской номинации “Танцовщица года” и получила первое место. Но он не позволил Аян танцевать сольно, она выступила лишь с ансамблем. А когда я стала предъявлять ему претензии, он накричал на меня, мол, у нас нет совести, мы еще ему должны “спасибо” сказать за то, что он нас облагодетельствовал. Деньги, конечно же, обратно мы не получили”.
К моменту нашего разговора Татьяна Алиева не знала о том, что ее дочери Аян Алиевой первое место в детской номинации “Танцовщица года” все же присудили. Народная артистка Азербайджана, художественный руководитель детского танцевального ансамбля “Дяджял гызлар” Джамиля ханым Байрамова в интервью нашему корреспонденту отметила, что “мы собрали с сорока детей по сорок тысяч манатов и даже не стали спрашивать, за что платим”…
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год