Азербайджан может оказаться на линии фронта

НУРАНИ

В ближайшее время напряженность вокруг Ирана может существенно возрасти. Как сообщает агентство MIGnews.com, президент Ирана Мохаммед Хатами принял решение отказаться от ведения каких бы то ни было переговоров с Вашингтоном или любого другого вида сближения между двумя странами.

Причиной своего решения иранский президент назвал “политику Белого дома, направленную на дискредитацию Ирана в глазах мирового сообщества”. “Руководство Ирана не намерено поддерживать отношения со странами, которые позволяют себе использовать угрозы в наш адрес, – заявил Хатами. – Мы хотим жить в мире, однако при этом не собираемся действовать в ущерб своим национальным интересам”.

Заявление об отказе от диалога – это априори неприятный сюрприз. Вдвойне неприятно, что с таким заявлением выступил не духовный лидер ИРИ аятолла Хаменеи, а президент Хатами, которого еще вчера считали убежденным реформатором, едва ли не “иранским Горбачевым”, и связывали надежды на возможную нормализацию отношений Ирана с остальным миром.

Как сообщают источники в иранском меджлисе, во время своего визита в Дамаск госсекретарь США Колин Пауэлл обратился к президенту Сирии Башару Асаду с просьбой оказать содействие в возобновлении политического диалога между Америкой и Ираном. Асад проинформировал об этой просьбе президента Хатами. Отказ иранского президента весьма лаконично прокомментировал пресс-секретарь МИД Ирана Хамид Реза Азефи, заявив, что “в нынешней ситуации переговоры между США и Ираном не представляются возможными”.

Можно гадать до бесконечности, что стало причиной столь резкого заявления Хатами. Возможно, его “реформаторский” потенциал переоценивали с самого начала, трудно исключать, что отказ от диалога с Вашингтоном стал результатом внутриполитических страстей в Иране – возможно, Хатами просто не может выдерживать натиск “муллократии”.

Но так или иначе, а надеяться на скорое урегулирование ситуации вокруг Ирана вряд ли стоит. Однако отказавшись от диалога с США, Тегеран продолжает развивать свои связи с Россией. По информации того же MIGnews.com, в Москве начались российско-иранские межмидовские консультации по вопросам стратегической стабильности и международной безопасности. С российской стороны в консультациях принимает участие замминистра иностранных дел РФ Георгий Мамедов, с иранской – заместитель главы МИД Ирана Мохаммад Джавад Зариф.

Без сомнения, России и Ирану есть что обсудить: проблема Каспия, ситуация на Ближнем Востоке и в Афганистане, наконец, карабахское урегулирование, к которому Иран проявляет немалый интерес. Но вот стать поводом к проведению срочных консультаций ни один из этих вопросов явно не мог. Понятно и другое. Совсем недавно в Москве завершился российско-американский саммит, в ходе которого иранская тема была одной из основных.

США официальными и неофициальными путями дали понять, что Вашингтон серьезно обеспокоен российско-иранским сотрудничеством, нередко выходящим за рамки режима нераспространения оружия массового поражения и средств его доставки. Прием одной только строящейся АЭС в Бушире беспокойство США не ограничивается.

Проблема, однако, в том, что российско-американские трения вокруг Ирана самым непосредственным образом затрагивают Азербайджан – именно по территории нашей страны проходит наиболее удобный путь из Москвы в Тегеран, и попытки задействовать его для ракетной контрабанды уже предпринимались, и именно здесь США намерены создать жесткую систему контроля, которая не позволила бы использовать нашу страну для транзита в Иран всего того, что выходит за рамки режима нераспространения.

Понятно, что и Россия, и Иран весьма активно сотрудничают с Арменией, плюс ко всему без сотрудничества с США не стоит надеяться ни на приток инвестиций, ни на реализацию нефтяных проектов. Но вот традиционная “сбалансированная” политика официального Баку может оказаться весьма опасной. Потому как в результате и в Москве, и в Тегеране уверены, что заставить Азербайджан отказаться от сотрудничества с США в вопросах нераспространения в принципе возможно – надо только посильнее “нажать”.

А поддавшись такому давлению со стороны Москвы, наша страна неизбежно станет объектом давления уже со стороны США. Проще говоря, время, когда можно было “колебаться вместе с партийной линией” и называть это поиском баланса интересов, уже прошло.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: