“Странная война” Александра Лукашенко

НУРАНИ

По сообщению онлайнового агентства “Пресс-центр”, в Беларусь начались крупные военные учения национальной армии. По словам начальника главного оперативного управления министерства обороны Беларуси Петра Тихоновского, в учениях, которые продлятся по 2 июня, примут участие соединения и части ВС Беларуси, а также подразделения госкомитета пограничных войск, МВД, КГБ и МЧС республики. Общее руководство учениями будет осуществлять министр обороны Беларуси Леонид Мальцев.

В военных учениях, согласно масс-медиа, предлагается задействовать около 8 тыс. военнослужащих и более 200 единиц вооружений и техники, в том числе и авиации – ей предстоит решать задачи по воздушной разведке, авиационной поддержке действий сухопутных войск, по перевозке войск и материально-технических средств. Летчики будут оказывать также помощь подразделениям МВД в “ликвидации бандформирований”. “Военные действия” развернутся на территории Борисовского и Дретуньского полигонов, приблизительно в 100 км восточнее Минска, и, как отметил Петр Тихоновский, особое внимание будет уделяться действиям органов военного управления, их умению организовать оборону государства.

По его словам, при разработке сценария учений генштаб вооруженных сил Беларуси ушел от шаблонов и показухи, смоделировав ситуацию, основанную на “опыте конфликтов Югославии, Боснии и других горячих точек планеты”. Сказать, что пояснения высших военных чинов Беларуси вместо того, чтобы прояснить ситуацию, только еще больше запутали ее, значит, ничего не сказать. Режим Лукашенко всегда отличался склонностью к громкой фразеологии, но ссылки на борьбу с бандформированиями и готовность использовать опыт Югославии и Боснии вряд ли можно объяснить одним только желанием щегольнуть новомодными терминами и часто упоминавшимися в СМИ топонимами.

В то же время на территории Беларуси никогда не было конфликтов, хотя бы отдаленно напоминающих те, что бушевали в Боснии и югославском Косово. Однако не исключено, что Лукашенко имеет в виду совсем другой “опыт” – бомбовые удары авиации НАТО сначала по позициям боснийских сербов, а затем и по целям в Югославии. Как известно, во время натовских бомбардировок Белграда Слободан Милошевич так и не дождался российских зенитно-ракетных комплексов С-300.

Возможно, у Москвы не хватило тогда “политической воли” или же возобладал здравый смысл – кому как нравится, но не исключено, что там просто решили продолжать “рекламную раскрутку” С-300 в СМИ всеми возможными способами, включая и “обмен заявлениями” с Белградом, и всячески оттягивать тот день, когда потенциал С-300 будет проверен в реальный боевой обстановке, к тому же перехватывать придется настоящие натовские самолеты. К тому же антизападная риторика официального Минска по традиции доходит до такой стадии, когда уже никак нельзя исключать, что Александр Лукашенко всерьез готовится к войне со всем блоком НАТО.

Владимир Путин может создавать сколько угодно “двадцаток”, “четверок” и т.д., а батька Лукашенко будет отважно противостоять всему миру – фраза насчет “миротворцев” не оставляет в этом никаких сомнений. Причем одергивать своего союзника и партнера Москва явно не торопится: пока Беларусь представляет собой идеальную “ширму”, и от ее имени можно и торговать оружием со странами-изгоями, и создавать оборонительные рубежи на границах с НАТО (на юге эту роль играет Армения).

А Запад, в свою очередь, пока что ограничивается созданием структур, которые в случае реального изменения обстановки очень легко превратить в такую же политическую декорацию, каковой было совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе после окончания политики “разрядки”. Словом, рукопожатие с камнем за пазухой. Еще больше пищи для размышлений дают намеки беларусского генералитета на те самые “бандформирования”. Проще всего предположить, что вооруженные силы Беларуси готовятся принять участие в боевых действиях в Чечне. Но даже в этом случае беларусская армия вряд ли стала бы отрабатывать “чеченскую” тактику среди полесских болот – скорее можно было бы ожидать проведения совместных с Россией военных учений на одном из ее горных полигонов.

Тем более, что обеспокоенность по поводу такого развития событий в Беларуси существует постоянно. В возможность того, что Лукашенко готовится к подавлению партизанского движения и вооруженного подполья внутри самой Беларуси, поверить трудно. Между тем здесь еще в 1997 году о себе заявила “Беларусская освободительная армия” – законспирированная террористическая организация, членам которой удалось провести несколько громких “акций”, но при этом избежать арестов. Возникла она весной 1997 года, в ответ на планы “интеграции” России и Беларуси. 1 апреля того же года ее боевики обстреляли посольство России в Минске. Через три дня прогремел взрыв в частном доме в Минске. 28 апреля взорвалась газокомпрессорная станция в Минской области. 30 апреля взрыв прогремел на газопроводе Торжок – Минск – Иванцевичи. 10 сентября 1997 года – взрывы в здании Советского и Минского районных судов.

Потом наступила пауза. А такое “затишье” в деятельности террористов, если перед этим ее лидеры не оказались в тюрьме, может означать только одно – “Беларусская освободительная армия” готовится к новой, и куда более мощной, серии терактов. К тому же легальных способов для политической борьбы в Беларуси нет, что всегда повышает вероятность силового варианта. Если сюда добавить еще и богатейшие партизанские традиции Беларуси, доступность оружия, которое в огромных количествах можно найти на местах бывших боев, то картина становится ясной.

А так как Лукашенко уверен, что вся беларусская оппозиция находится “на содержании у западных спецслужб”, о чем не устает напоминать по поводу и без повода, то объединение “антизападного” и “антипартизанского” сценариев в одних учениях тоже объяснимо: в Минске уверены, что как только батька Лукашенко при поддержке танков и авиации начнет расправляться с оппозицией внутри страны, так тут же НАТО примется бомбить Минск, чтобы привести к власти Зенона Поздняка, Станислава Шушкевича или кого-нибудь из того же лагеря.

Проще говоря, учения “Березина-2002” – это классический пример того, что Минск уже начинает готовиться к войне с собственными химерами. От этого до планов нанесения превентивных ударов не так уж и далеко. И если уже сегодня дело не ограничивается планами, газетными статьями и выкладками, а доходит до масштабных военных учений, то очень трудно переоценить опасность ситуации, складывающейся в центре Европы.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: