Р.ЯДУЛЛАОГЛУ
Как мы уже сообщали, на днях правительство Украины предполагает провести переговоры с нефтяными компаниями, занимающимися разработкой каспийских энергоресурсов. Речь в данном случае идет не только о компаниях, задействованных в Азербайджане. Имеются в виду и компании, участвующие в разработке казахстанских и туркменистанских месторождений сырья.
Со всеми ними правительство Украины и планирует обсудить вопросы обеспечения каспийской нефтью трубопровода Одесса-Броды. Сегодня пока еще не известно, предполагается ли в Украине подписание каких-либо соглашений по данной теме. Скорее всего, нет. Видимо, мероприятие будет носить чисто ознакомительный характер.
Представители нефтекомпаний ознакомятся с состоянием дел по строительству нефтепровода Одесса-Броды (длина – 667 км, диаметр – 1020 мм), а украинская сторона лишний раз продемонстрирует миру серьезность намерений запуска трубы и при этом убедится сама, что компании готовы экспортировать добытую в прикаспийских государствах нефть по этому маршруту. К тому же участие нефтяных компаний и их предложения помогут правительству Украины еще раз убедиться, что Запад к трубопроводу относится серьезно.
Поясним. Трубопровод Одесса-Броды должен в перспективе превратиться в трубопровод Баку-Одесса-Броды-Европа. То есть маршрут стратегический, позволяющий вывести каспийскую нефть не только в Европу, но и по Черному морю дальше в Америку. Следовательно, в игре задействовано и заокеанское государство.
А раз так, то, естественно, страсти вокруг трубопровода Одесса-Броды попутно нагнетаются и Россией. Выражаясь яснее, можно сказать, что с вводом в действие данного трубопровода усиливается влияние на прикаспийский регион Америки и уменьшается России. Где-то этот трубопровод можно даже сравнить с пока еще проектным Баку-Джейхан. Разве что объемы перекачиваемой нефти иные.
Украина, например, планирует в 2002 году прокачивать по трубопроводу 28 млн.тонн нефти, а Баку-Джейхан рассчитан на объемы чуть ли не в два раза превышающие их. Так что Одесса-Броды является меньшей альтернативой Баку-Джейхану, и оба они имеют один выход к Черному морю, другой – к Средиземному.
Интересно другое – Россия, постепенно лишающаяся возможности экспортировать значительные объемы нефти на мировые рынки и привлекать транзитную нефть в свои трубопроводы, принимает данный проект в штыки. Одна причина – геополитические интересы. Вторая – возможность повторов перебоев в подаче нефти в трубопровод Баку-Новороссийск.
Еще один нюанс. В данный момент Азербайджан не может претендовать на роль крупного сырьевого поставщика нефти на мировые рынки. А объемы добычи казахстанской нефти уже сейчас колеблются в пределах 30-33 млн. тонн нефти в год.
Если учесть, что к 2005 году казахстанские нефтяники рассчитывают довести его до 54, а к 2010-му – до 75 млн. тонн, то Россия будет стараться всеми силами противодействовать участию в проекте Одесса-Броды компаний, задействованных в разработках казахстанских месторождений, поскольку к июню 2001 года будет введен в действие проект Каспийского трубопроводного консорциума, который откроет путь нефти из Казахстана по территории России к Черному морю. Пропускная способность трубопровода – 26 млн. тонн сырья, а в дальнейшем его планируется увеличить до 67 млн. тонн.
Со своей стороны, активным сторонником проекта Одесса-Броды выступает Польша. Эта страна может даже выступить в роли инвестора проекта. Однако в Польше не торопятся. Варшаву смущает отсутствие “прозрачности” проекта, четкого бизнес-плана, ясных расчетов рентабельности и сильной финансовой поддержки.
В общем, ждут и осторожничают. Хотя понимают, что стратегически нефтепровод, проходящий по территории соседнего государства, вещь полезная: можно будет подпитывать свои нефтеперерабатывающие заводы сырьем. Видимо, украинская встреча представителей компаний прояснит долю участия в проекте польской стороны.
И последнее. Украине трубопровод Одесса-Броды может быть выгоден по двум причинам. Во-первых, это бесспорно рост статуса государства как транзитной страны. Ведь финансирование проекта строительства Евроазийского нефтетранспортного коридора предусматривается из нескольких источников: за счет собственных средств государственного акционерного общества “Магистральные нефтепроводы “Дружба”, за счет централизованного бюджетного финансирования и кредитных ресурсов; за счет прямых иностранных инвестиций в случае создания международного консорциума.
Во-вторых, возможно, привлекая зарубежные нефтяные компании к проекту, украинское правительство планирует в будущем продать им участки трубопровода и тем самым хоть как-то улучшить финансовое положение Украины. Понятно, что тот, кто станет собственником украинских нефтепроводов, получит возможность влиять на дальнейшее развитие ситуации.
P.S. Сегодня одно можно сказать с определенной долей уверенности: среди компаний – участниц проекта обязательно будет и российская “ЛУКойл”.
Во-впервых, в связи с вышеприведенными геополитическими интересами страны, которую она представляет, во-вторых, “ЛУКойл” уже планирует инвестировать 3 млн. долларов в реконструкцию Одесского нефтеперерабатывающего завода…
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год