Р.ИБРАГИМХАЛИЛОВА
Ранним утром 3 мая у поселка Ени Ясамал на свалке, расположенной недалеко от складов Таможенного комитета, водитель мусороуборочной машины обнаружил труп хорошо одетого молодого мужчины приблизительно 30 лет. Тело было завернуто в окровавленный плед. Руки мертвеца были связаны, на шее убитого судебно-медицинские эксперты обнаружили следы от удушья. Но скончался мужчина не от этого.
В области головы эксперты зафиксировали 4 огнестрельных ранения. Об этом происшествии наша газета сообщала в начале мая. Однако тогда вряд ли кто мог предположить, что убитый мужчина имеет самое прямое отношение к гибели известного чеченского полевого командира, иорданца Хаттаба… Прибывшие на место происшествия оперативники Управления полиции Ясамальского района и 29-го отделения установили, мужчина был расстрелян накануне вечером и, скорее всего, где-то в другом месте.
В Ени Ясамал тело привезли ночью в багажнике автомобиля, о чем свидетельствовали характерные масляные пятна на покрывале и одежде покойного. 5 мая оперативники передали труп своим коллегам из Управления полиции Бинагадинского района, предположив, что преступление было совершено на их территории. Причем труп был обнаружен на стыке двух районов. Как сообщил корреспонденту “Эхо” информированный источник в правоохранительных органах, личность убитого удалось установить совершенно случайно.
5 мая в Азербайджан прибыли близкие погибшего, которые и опознали труп. Выяснилось, что убитым оказался житель дагестанского Гимры 26-летний Магомедов Магомедали Магомеднабиевич, более известный по прозвищу Ибрагим и Аль-Гури. Вскрытие трупа и вообще какие-либо следственные действия не проводились, да и родственники были категорически против.
Уже 6 мая в село Гимры из Азербайджана родственники привезли труп Магомедова и похоронили на сельском кладбище – довольно скромно, без помпы, правда, с соблюдением всех религиозных процедур. Тем временем в Баку прокуратура Ясамальского района возбудила уголовное дело, однако никаких зацепок у следствия до сих пор нет и убийцы Магомедова пока неизвестны азербайджанским правоохранителям. Однако дагестанским оперативникам известно больше.
Вчера российское издание “Коммерсантъ” передало сенсационную информацию – отравителем эмира Хаттаба оказался участник незаконных вооруженных формирований из Дагестана, по прозвищу Ибрагим и Аль-Гури. Магомедали Магомедов, который был двойным агентом, “подрабатывал” и у боевиков, и в ФСБ. Как сообщил “Коммерсанту” оперативный сотрудник милиции из поселка Гимры Унцукульского района Дагестана, именно за это он и был расстрелян.
По словам оперативного сотрудника милиции Унцукульского района Дагестана, опознать найденный на свалке в Баку труп азербайджанские полицейские не смогли, предположив по внешнему виду жертвы, что покойный – выходец с Северного Кавказа. Пригласили на освидетельствование представителей дагестанской и чеченской диаспор, проживающих в Баку. Кто-то из них и опознал даргинца Магомедова, хорошо известного как в Чечне, так и в родном Дагестане.
“Коммерсантъ” за комментариями обратился даже к сотруднику пресс-службы МВД Азербайджана Эхсану Захидову. “Честно говоря, найти преступников будет трудно. А труп мы передали родственникам убитого по их просьбе и в соответствии с нашими законами. Они увезли его на родину”, – заявил он. По словам сотрудника дагестанской милиции, несмотря на то, что Ибрагим мертв, за ним стоят очень серьезные люди.
“Настолько серьезные, что могут отрезать языки за одни только разговоры о нем”. По этой причине источник пожелал оастаться неназванным. По его словам, братья Магомедовы – Магомедали и Казимагомед, который на два года старше, попортили немало крови сотрудникам милиции. Они были замешаны во многих громких похищениях людей, совершенных в Дагестане. Сами они никого не похищали, а наводили боевиков Арби Бараева и братьев Ахмадовых на своих земляков, за которых можно получить выкуп. Брали деньги у родственников, якобы, за посреднические услуги и делили между всеми участниками операции.
Таким образом с помощью братьев Магомедовых выкупали сына министра сельского хозяйства Аджиева, похищенного два года назад, затем сына первого заместителя ректора мединститута Абусуева, похищенного в прошлом году, и еще, наверное, с десяток заложников.
В РУБОП МВД Дагестана знали, что братья не освободители, какими они представлялись, а соучастники похищений. Об этом свидетельствовали хотя бы их доходы: молодые парни, выходцы из бедной крестьянской семьи и не работавшие ни одного дня в жизни, ездили по селу на Mersedes-600 и BMW-750, выписывали одежду по каталогам из самых дорогих столичных магазинов. Но доказать их участие в преступлениях не могли: действовали они очень осторожно. Магомедали Магомедов был близко знаком со всеми лидерами чеченских ваххабитов. А старший, Казимагомед, который, по некоторым данным, был агентом российских спецслужб, осуществлял младшему прикрытие. Во всяком случае, когда братья ехали через Герзельский пост в Чечню или возвращались обратно, постовые милиционеры им чуть ли не честь отдавали.
Во время одной из таких поездок Магомедали и отвез отравленное письмо Хаттабу, а сразу после этого оба брата уехали из Гимрова в Азербайджан. Кто и при каких обстоятельствах “зарядил” послание сильнодействующим ядом, от которого у Хаттаба террориста произошел паралич сердечной мышцы, в милиции не знают. В Дагестане предполагают, что Магомедали действовал не по указке чеченских или арабских боевиков (бытовала версия, что Хаттаба убрали за то, что он присвоил деньги, выделенные “Братьями-мусульманами” на войну.
Дагестанские правоохранители считают, что Магомедов передал письмо Хаттабу по распоряжению старшего брата и, соответственно, российских спецслужб. Сейчас, как отмечают в дагестанской милиции, чеченцы начали активный розыск старшего брата – Казимагомеда. Между тем информация о том, что найденный в Баку труп принадлежит убийце Хаттаба, получает косвенные подтверждения и из других источников.
Как известно, в середине мая катарский спутниковый канал “Аль-Джазира” сообщил, что по приговору военного совета шуры, образованного чеченскими моджахедами, казнен дагестанец, которого обвинили в отравлении полевого командира Хаттаба. Аварец по национальности Ибрагим Алаури был расстрелян по обвинению в предательстве и сотрудничестве с разведкой Дагестана. В заявлении военного совета шуры, распространенном в городе Грозном, утверждается, что Алаури отравил ядом письмо, направленное Хаттабу. В сообщении “Аль-Джазира” утверждалось, что Ибрагим долгое время воевал на стороне чеченских боевиков. Изобличили Ибрагима в начале мая “оперативные службы Ичкерии”.
Он был задержан, а затем расстрелян. Сомнения вызывала приведенная “Аль-Джазирой” фамилия Ибрагима – Алаури. Однако вскоре и в этот вопрос была внесена ясность. В московском представительстве “Аль-Джазиры” сообщили, что “информацию о казни Ибрагима Алаури нам передал наш стрингер, работающий в Чечне”. Руководитель представительства Акрам Хазам уточнил, что первоначально они неверно перевели фамилию на арабский.
“На самом деле он не Алаури, а Аль-Гури”, – сообщил он. Кроме того, и информационный рупор чеченцев Мовлади Удугов через сайт Kavkaz.org подтвердил информацию, отметив, что “предателя Ибрагима действительно казнили, а его сообщников ищут”.
При этом об обстоятельствах казни Ибрагима ничего не сообщалось. Сопоставить все факты можно только сейчас – убитый в Баку Магомедов Магомедали Магомеднабиевич, как мы уже выше отмечали, был более известен по прозвищам Ибрагим и Аль-Гури…
Как сообщил нашему корреспонденту информированный источник в правоохранительных органах Азербайджана, для проведения расследования по факту убийства Магомедова в ближайшее время в Дагестан, возможно, будет отправлена следственно-опертивная группа…
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год