Намерения Ирана относительно Каспия неясны

По словам американского эксперта, представителя фонда Heritage Ариэля Коэна, в США не уверены, что ИРИ намерена разрешить территориальные споры. Известный американский эксперт Ариэль Коэн опубликовал статью на сайте “Евразия”, в которой анализируется ситуация вокруг Каспия.

Как считает Коэн, после недавнего визита в Иран президента Гейдара Алиева азербайджанское руководство оптимистически высказывается о будущем азербайджано-иранских отношений и перспективах разработки энергоресурсов бассейна Каспийского моря. Однако руководство США не уверено, что Иран вообще намерен разрешить территориальные споры, омрачающие экономическую и политическую ситуацию в регионе.

Представители администрации Буша указывают на дискуссии между Алиевым и иранским президентом Мохаммедом Хатами, которые, на их взгляд, свидетельствуют о том, что Каспийский регион все еще подвержен внезапным вспышкам напряженности. Такого рода нестабильность может затруднить как антитеррористическую кампанию, так и разработку энергоресурсов в этом богатом нефтью и газом регионе. Во время дискуссий в Тегеране Хатами назвал Каспийское море “Мазандаранским озером” по ассоциации с иранской провинцией Мазандаран, расположенной на южных берегах Каспия. Когда этот термин повторил один иранский журналист, Алиев сердито поправил его.

Данный эпизод испортил то, что помощник азербайджанского президента Новруз Мамедов назвал “образцовым” примером дипломатического поведения Алиева, отмечает Коэн. Глава ГНКАР Натиг Алиев дал понять, что теперь компромисс по территориальному вопросу возможен. Однако неоднократные заявления Хатами об иранских 20 процентах в ходе переговоров с азербайджанским президентом явно противоречат словам азербайджанских представителей. Показательно, что разногласия по Каспию были главной причиной того, что визит Алиева неоднократно откладывался.

Алиев предпринимал самые энергичные попытки умиротворить Иран, называя его “дружественным и могущественным соседом”. Он сделал важное заявление, сказав, что Баку остановит изыскательские работы на месторождении “Араз-Алов-Шарг” вплоть до урегулирования территориального вопроса. Это заявление – очевидная политическая победа Ирана, который применил дипломатию канонерок, чтобы не допустить односторонней разработки Азербайджаном этого месторождения.

Кроме вопроса о Каспии, отношения Баку с Тегераном осложнены недавним сближением мусульманского Ирана с христианской Арменией. Потепление отношений между Ираном и Арменией не осталось незамеченным и в США. 16 мая госдепартамент объявил о введении санкций против армянской химической компании, которая, по утверждению американцев, осуществляла нелегальные поставки военных технологий в Иран.

Имеются признаки того, что представители жесткой линии в иранском руководстве продолжают выступать против заметного политического и экономического присутствия США на Каспии. Официальные лица в США отмечают, что во время пребывания Алиева в Иране его наставлял консервативный “верховный руководитель” аятолла Али Хаменеи, который, как сообщают, потребовал, чтобы Азербайджан дистанцировался от США и Израиля. Однако Алиев не выказал желания внести какие-либо изменения в азербайджано-американские отношения.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: