Скандальный фильм Атома Эгояна на Каннском фестивале

НУРАНИ

Каннский кинофестиваль с момента своего образования нес на себе политический отпечаток – его изначально задумали, как альтернативу тем кинофорумам, на которых “звездами” объявлялись нацистские киноленты.

Правда, жюри первого Каннского кинофестиваля работу не закончило из-за нападения Гитлера на Францию – представленные картины отсмотрели и оценили только теперь. Потом в Каннах тон задавали европейские левые интеллектуалы, с одинаковым рвением протестовавшие и против советского тоталитаризма, и против “засилья американской масс-культуры”. Впрочем, это не значит, что американские кинорежиссеры в Каннах не появляются.

Но, к сожалению, далеко не всех гостей уважаемого фестиваля можно с полным правом отнести к цвету американской кинематографии. Так, на сей раз в рамках фестиваля был показан фильм Атома Эгояна “Арарат”, основанный на армянской версии так называемого “геноцида армян 1915 года”. Сам Атом Эгоян, армянин с канадским паспортом, прибыл в Канны в сопровождении супруги Арсинуе Ханджян. А на показе фильма появился даже Шарль Азнавур. Правда, как утверждают репортеры, в том числе представители Reuters и National Post, Эгояну намного чаще приходилось выслушивать от журналистов жесткие политические вопросы.

Впрочем, сам Атом Эгоян отказался отвечать на вопросы, как он расценивает действия Армении во время армяно-азербайджанской войны и не считает ли он, что Израиль поступает с палестинцами так же, как Османская империя – с армянами (сам факт возникновения подобных параллелей – красноречивый показатель, до какой степени доходит сегодня арабо-армянское сотрудничество). Как он сам заявил на пресс-конференции, “это не о фильме. Я не хочу говорить о подобных вещах”.

Более того, у Эгояна хватило самоуверенности заявить, что, мол, его фильм не преследует своей целью демонизировать современных турок. Хотя и сам Эгоян, и его супруга с удовольствием пускались в рассуждения о “геноциде армян”, приводили сфальсифицированные “доказательства” вроде не единожды опровергнутой “цитаты Адольфа Гитлера” и т.д. Более того, как указывают журналисты, к работе над фильмом Эгоян привлек сына одного из армянских террористов, застреленного при попытке совершить покушение на турецкого дипломата.

Правда, ни его фамилии, ни обстоятельств дела в Каннах предпочли не касаться. Зато с удовольствием подчеркивали, что этот юноша считает свою работу над фильмом “наследием своего отца”. Ни больше и не меньше.

Конечно, при известной доле воображения можно поверить. что во Франции уже позабыли о кровавой волне армянского терроризма семидесятых-восьмидесятых годов, жертвами которой были не только турецкие дипломаты. Тут уже не помнят взрывов на парижском Монмартре, современным французам ничего не говорят названия таких организаций, как АСАЛА, “Сентябрь-Франция” и т.д., и теперь можно спокойно принимать закон о признании “геноцида армян” и приглашать на Каннский фестиваль Атома Эгояна с его “Араратом”.

В эти же дни в странах Евросоюза завершилась дискуссия о судьбе 13 палестинских террористов, депортированных на Кипр из Вифлеема, где они держали оборону в церкви Рождества. Троих приняла Италия, еще столько же – Испания, двое террористов отправятся в Грецию и Ирландию, по одному – в Бельгию и Португалию. Еще один остается пока на греческом Кипре.

Первоначально в мире говорили о “международном суде” над ними, но власти Греции уже дали понять, что под стражу их брать никто не будет, а спецслужбы намерены “присматривать” за палестинскими “гостями” исключительно ради их собственной безопасности. Несколько недель назад в Евросоюзе разгорелся громкий скандал – значительная часть финансовой помощи, оказываемой ЕС палестинской администрации, как оказалось, уходила на финансирование терактов.

А вскоре палестинские чиновники осмелели настолько, что в ультимативной форме стали требовать от европейских финансовых доноров оплаты таких расходов, как помощь семьям террористов-“смертников”. По странной иронии судьбы, в те же дни был обнародован ежегодный доклад госдепартамента США по международному терроризму, и европейская пресса вновь вспомнила о том, насколько расходятся позиции США и стран Европы в отношении стран-изгоев.

Поддержка армянских мифов о “геноциде” и т.д. имеет вполне определенную геополитическую подоплеку – вначале стремление добиться раздела Османской империи, теперь – желание не допустить членства Турции в ЕС. А терпимое отношение к “армянской борьбе”, то есть к армянскому терроризму, не могло не привести к лояльному отношению к терроризму вообще. В особенности к палестинскому.

Конечно, сегодня, когда США, Турция, Израиль ведут жесткую борьбу с международным терроризмом, будь то арабский, армянский или курдский, европейцы могут чувствовать себя в относительной безопасности. Можно даже поиграть в “хорошего полицейского”, пока всю “грязную работу” делают ради их безопасности другие. Только вот, как показывает практика, такое заигрывание с террористами всегда заканчивается взрывом террористической активности. Так что “эхо” от фильма Атома Эгояна вряд ли выльется только в статьи кинокритиков.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: