НУРАНИ
В США с традиционным ежегодным докладом госдепартамента о международном терроризме выступил госсекретарь Колин Пауэлл. Документ, посвященный 2001 году, значительно больше по объему, чем предшествующие документы, – он содержит 177 страниц. Как того и следовало ожидать, особое место в докладе уделено трагедии 11 сентября.
В дополнение к традиционным разделам: обзор “террористической ситуации” по регионам мира (теперь отдельный раздел посвящен Северной Америке), хронология инцидентов, информация о международных террористических организациях и других террористических группах, – появилось множество новых: состоявшиеся в США судебные процессы над террористами, прецеденты экстрадиции террористов в США, роль ООН в борьбе с терроризмом, международная реакция на теракты 11 сентября, военная операция США в Афганистане и многое другое.
Как указывается в документе, минувший год был самым кровавым. 3547 человек погибли от рук террористов. И теперь никто на планете не должен стоять в стороне и не участвовать в борьбе с этим злом. Расширен, как отмечают многие аналитики, и список международных террористических организаций – теперь в него включены “Бригады мучеников Аль-Аксы”, весьма близкие к Ясиру Арафату и по сути дела являющиеся боевой структурой “Аль-Фатха”, ливанская “Осбат аль-ансар”, алжирская салафистская группа сражения и молитвы, пакистанская “Лашкар-э-тоиба”, чьи лидеры недавно были арестованы пакистанской полицией, и “Джаиш-э-Мухаммед”. Вопреки смелым предположениям, во множестве звучавшим после визита на Кубу экс-президента США Джимми Картера, список “стран-изгоев” не претерпел никаких изменений.
В нем по-прежнему значатся Ирак, Иран, Куба, Ливия, КНДР, Сирия и Судан. Как того и следовало ожидать, в Азербайджане основное внимание уделено разделу доклада, посвященному нашей стране, точно так же, как российские официальные и полуофициальные СМИ главным образом сконцентрировались на разделах, по Чечне и российско-амерканскому сотрудничеству. Раздел, посвященный государствам-спонсорам международного терроризма вообще и Ирану и Сирии в частности, особого внимания азербайджанской аудитории и политического истэблишмента, похоже, не вызвал.
Тем не менее ситуация, складывающаяся вокруг Ирана и Сирии, затрагивает интересы Азербайджана самым непосредственным образом. В докладе госдепартамента США сказано, что Иран остается главным спонсором международного терроризма, и его спецслужбы наряду со “стражами исламской революции” непосредственно участвуют в планировании, подготовке и осуществлении террористических актов против Израиля, а также спонсируют множество террористических организаций, прежде всего “Хезболлах” и ХАМАС, кроме того, Иран оказывает поддержку турецкой “Хезболлах”.
Не менее обширен и список претензий к Сирии, оказывающей спонсорскую поддержку множеству палестинских террористических группировок, а также остающуюся перевалочным пунктом для оружия, которое поступает из Ирана на Ближний Восток. В свою очередь влиятельная британская Financial Times указывает, что в Белом доме считают, что далее невозможно терпеть политику Ирана, который не только предоставляет террористам финансовые средства, то также поставляет оружие и организует тренировочные лагеря, и в этом расходятся со своими союзниками в Европе, которые больше склоняются к продолжению политического диалога. Плюс ко всему газета указывает, что, как сообщили представители администрации США, желанные реформы в Иране будут обсуждаться на встрече Буша с президентом России Владимиром Путиным в Москве и Бушу не нравится, что Россия строит в Иране ядерные реакторы и осуществляет поставки оружия в эту страну.
Очевидно, что система планирования и подготовки терактов, которая создана в Иране, может быть использована не только против Израиля и США, но и против Азербайджана. Иран может прибегнуть к “террористическому давлению” на нашу страну, скажем, для того, чтобы “доказать”, что Каспий – это, оказывается, “Мазандаранское озеро”, “убедить” нашу страну прекратить сотрудничество с США, разорвать дипломатические отношения с Израилем и даже отказаться от строительства светского демократического государства, не говоря уже о том самом “южноазербайджанском факторе”. Наконец, существуют еще и армяно-иранские отношения, столь близкие, что армянские фирмы уже подпадают под действие американских санкций. А спонсируемые Ираном группировки, такие, как “Хезболлах”, имеют давнюю историю сотрудничества со своими армянскими коллегами.
А армянские спецслужбы, в свою очередь, накопили солидный опыт работы “чужими руками” – в Турции роль прикрытия играла ПКК, в Азербайджане – “Садвал”. И трудно исключать, что теперь под руководством армянских спецслужб будут действовать уже и исламисты. Не меньшую пищу для размышлений дает и “сирийский фактор”.
У этой страны весьма тесное военное сотрудничество с Арменией – главным образом на основе неприязни к Турции. В Дамаске не простили Анкаре военного союза с Израилем, кроме того, Сирия предъявляет Турции территориальные претензии. Нетрудно догадаться, что враждебность эта переносится и на Азербайджан, не говоря уже о “союзнических обязательствах” той же Сирии по отношению к Армении. Словом, к “террористической опасности” со стороны стран-изгоев Азербайджану следует отнестись всерьез.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год