Россия и Армения “крепят дружбу”

НУРАНИ

По сообщению агентства “Арминфо”, в августе в Армении пройдут совместные армяно-российские учения, в которых примут участие подразделения ВС РА и часть дислоцированных в Армении российских войск. Об этом, указывает агентство, сообщил журналистам в ереванском аэропорту министр обороны Армении Серж Саркисян на церемонии встречи армянских военнослужащих, принимавших участие в совместных учениях вооруженных сил стран – членов ДКБ в Нижегородской области.

Подробности августовских армяно-российских учений, их предполагаемый сценарий, задачи, которые планируется отработать в ходе военных игр, представители минобороны Армении пока что не раскрывают – предпочитают делиться впечатлениями по поводу совместных учений стран – участниц ДКБ.

Так, по словам Саркисяна, армянские военнослужащие блестяще выступили в совместных учениях вооруженных сил стран – участниц Договора о коллективной безопасности Армения, Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан), проходивших 12 – 14 мая на Гороховецком полигоне Нижегородской области России.

Уровнем подготовки своих “подопечных” Саркисян весьма доволен: “Мы были обязаны доказать то, что говорится на протяжении последних лет. А именно то, что армянская армия высоко боеспособна”. Тем не менее сам факт проведения двусторонних российско-армянских учений практически сразу же по завершении многосторонних, с участием опять-таки и России, и Армении – факт более чем примечательный.

На фоне эйфории после создания на встрече в Рейкьявике “политической двадцатки Россия – НАТО” информация о том, что РФ не намерена принимать участия в саммите НАТО в Праге, прозвучала как холодный душ. Особого оптимизма по поводу российско-американского саммита в Москве, похоже, тоже не испытывают. А беспокойства по поводу укрепления позиций США в Центральной Азии и на Южном Кавказе в российских силовых ведомствах и не думают скрывать. Словом, на этом фоне России более чем необходим твердый военно-политический союзник в регионе.

Эта роль и предназначена Армении. Плюс ко всему следует указать, что развивать военное сотрудничество с Арменией Москва начала еще до терактов 11 сентября, причем соглашения составлены таким образом, что они могут послужить и основанием для вступления России в карабахский конфликт на стороне Армении. В Москве на понятное беспокойство азербайджанской стороны отвечают стандартно: мол, российско-армянские военные соглашения не направлены против Азербайджана. Но тогда против кого?

С Арменией, кроме Азербайджана, граничат еще Иран, Грузия и Турция. Иран у России – едва ли не главный военно-политический и экономический партнер за пределами постсоветского пространства. Грузию в Москве тоже предпочитают видеть своим сателлитом, а не противником на поле боя, развязывать же войну со всем блоком НАТО, членом которого является Турция, России тоже не с руки. Плюс ко всему из всех своих соседей Армения находится в состоянии войны именно с Азербайджаном.

И в том, что все эти военные приготовления адресованы прежде всего нашей стране, сомневаться не приходится. Но и это еще не все. Подобные военно-политические приоритеты не могут не отразиться на том, как Россия осуществляет в рамках Минской группы свою посредническую миссию. Так, то же агентство “Арминфо” приводит слова российского сопредседателя Минской группы Николая Грибкова.

По его словам, Нагорный Карабах – важный самостоятельный фактор в урегулировании нагорно-карабахского конфликта, и без учета интересов НК, а тем более вопреки этим интересам, невозможно достичь подлинного урегулирования проблемы. После чего без тени смущения фактически дезавуировал заявление посла России в Азербайджане Николая Рябова.

В ответ на просьбу журналистов прокомментировать заявление Рябова о необходимости поэтапного решения карабахской проблемы Грибков заявил, что, по всей видимости, российский дипломат упомянул об одном из возможных вариантов решения карабахской проблемы, которые в свое время выдвигали сопредседатели – в 1997 – 1998 гг. они внесли на рассмотрение Еревана, Степанакерта и Баку три предложения, известные как пакетный, поэтапный и принцип общего государства. К сожалению, отметил Грибков, по причине неготовности сторон ни одно из них не было принято. “Думаю, что посол всего лишь упомянул об одном из этих предложений”, – констатировал российский сопредседатель.

Несколько недель назад армянские масс-медиа вовсю тиражировали “прокарабахские” заявления Владимира Казимирова – бывшего российского посредника в Карабахе. Тогда их еще можно было списать на “частное мнение” отставного дипломата, который-де сегодня уже Россию в Карабахе не представляет. Но теперь с подобными заявлениями выступает официальный представитель России в МГ.

Словом, у официального Баку уже более чем достаточно оснований для того, чтобы поставить вопрос о целесообразности продолжения российской посреднической миссии в регионе. Однако наши власти предпочитают хранить молчание. Нельзя не заметить и другого.

Столь серьезную военную и дипломатическую поддержку со стороны России Армения получила как раз на фоне усиливающегося международного давления. Армянская компания “Лизин”, принадлежащая весьма влиятельному клану Саркисянов, уже подпала под действие американских санкций, запрещающих экспорт в Иран технологий и оборудования “двойного назначения”. Теперь в Армении всерьез опасаются, что визит в Баку генсека МАГАТЭ Эль Барадея может быть использован для усиления дипломатического давления на Армению.

Как указывает агентство “Пресс-центр.ру”, “вряд ли можно считать случайным тот факт, что визит руководства МАГАТЭ в регион состоялся сразу после объявлений санкций со стороны США в отношении некоторых зарубежных компаний, в том числе российских и армянских, замеченных в сотрудничестве с Ираном в области ядерных технологий. По сути дела, армянские компании обвинены в участии в разработке ядерной программы Ирана. Администрация США заявила, что этот шаг не будет иметь никаких последствий в отношении правительства Армении.

Ясно, что ни одна, даже частная компания, без “благословения” правительства не станет участвовать в разработке ядерной программы Ирана, который США включили в список стран, входящих в “ось зла”. Фактически, санкции в отношении конкретных армянских компаний со стороны США можно расценить как предупреждение официальному Еревану. Кроме того, в одном списке с армянскими компаниями оказались и российские. США подозревают, что Россия, Армения и некоторые другие страны, под предлогом сотрудничества с Ираном в области мирного использования атомной энергии, помогают Тегерану в создании ядерного оружия”.

О том, что ядерная программа Ирана реализуется вовсе не в Бушире, к которому сегодня приковано внимание всего мира, а на Мецаморской АЭС, азербайджанская пресса писала еще с середины 90-х годов. Более того, “Пресс-центр” “озвучил” “ядерную версию” проблем в треугольнике США – Армения – Иран уже ПОСЛЕ ТОГО, как стало известно, что санкции коснутся одной армянской компании, и обвиняется она в продаже микробиологического, а не ядерного оборудования.

Но тогда демонстрация российско-армянского военного сотрудничества уж больно напоминает попытку “заручиться козырями” накануне очередного российско-американского саммита. А это уже заставляет нашу страну по-иному взглянуть на свои отношения не только с Арменией, но и с Россией и Ираном.

Правда, официальный Баку предпочитает делать вид, что в мире существуют исключительно наши двусторонние отношения с Москвой и Тегераном, а в них нет ничего, кроме “протокольных” улыбок и деклараций о благих намерениях.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: