Борьба с коррупцией: Азербайджан мог бы поучиться у Грузии

Ш.АББАСОВ

Рвение, с которым президент соседней Грузии Эдуард Шеварднадзе взялся за реализацию антикоррупционных мер, может сравниться разве что с деятельностью бакинской мэрии по сносу незаконных построек в столице. Борьба, которую грузинские власти ведут с коррупцией, впечатляет и заслуживает того, чтобы на нее обратили внимание и у нас. Причем именно сейчас, когда и в нашей стране разрабатываются госпрограмма и законопроект по борьбе с коррупцией. Хотелось бы, чтобы эта борьба была не бутафорской, а реальной. С коррупцией нужно воевать, причем тотально, как это пытаются делать в Грузии.

Чрезвычайная программа легализации теневой экономики начала разрабатываться в Грузии еще летом прошлого года, когда стало очевидно, что так дальше жить нельзя. По словам министра экономики, промышленности и торговли Иванэ Чхартишвили, подсчитано, что каждый предприниматель в Грузии ежемесячно только на взятки тратит 233 лари (примерно 115 долларов), что с учетом их общего количества дает до 10 млн. лари в месяц.

Таким образом, в течение года за счет взяток происходит сокрытие налогов более чем на 1 млрд. лари. По словам Чхартишвили, почти половину своей производственной прибыли предприятия платят разным структурам в виде взяток.

Как рассказала нам собкор московской газеты “Время новостей” в Тбилиси Тина Цховребашвили, осенью прошлого года Шеварднадзе, объявивший борьбу с коррупцией первоочередной задачей на 2001 год, создал специальную группу из семи человек во главе с председателем Верховного суда Владимиром Чантурия, которым поручил выработать основные направления антикоррупционной политики. Группа уже завершила свою работу, и сейчас программа выверяется международными экспертами.

Одним из самых решительных шагов стало решение Шеварднадзе о ликвидации грузинского ГАИ. Вместо нее будет создана новая структура, однако, по словам грузинского президента, более компактная и честная.

До введения в действие в полном объеме Национальной антикоррупционной программы Шеварднадзе недавно подписал указ “О некоторых первоочередных антикоррупционных мероприятиях”. В соответствии с этим указом министру налоговых поступлений Грузии поручается до 1 июля нынешнего года создать систему мониторинга таможенных органов страны (отметим, что в Азербайджане подобных мониторингов деятельности таможенного комитета, несмотря на постоянные обвинения в коррупции, никогда не проводилось).

К этому же сроку руководство министерства должно представить на утверждение президента программу, цель которой – создание в Грузии современной системы сбора налогов, которая должна быть приведена в действие не позднее 1 января 2002 года.

В соответствии с президентским указом министр юстиции Грузии обязан до 1 июня нынешнего года представить законопроект “О внесении изменений в Уголовный кодекс Грузии” и определить в нем первоочередные мероприятия по борьбе с коррупцией, предусматривающие как взятые Грузией международные обязательства в этой области, так и опыт передовых стран.

Глава МИД Грузии Ираклий Менагаришвили к 30 апреля нынешнего года должен представить президенту перечень антикоррупционных рекомендаций, разработанных в рамках СЕ “Группой государств против коррупции”.

Более того, с 15 апреля все государственные учреждения Грузии, а также созданные при государственном имущественном участии юридические лица публичного права обязаны опубликовать детальную информацию о произведенных в 2000 году расходах.

Названные в президентском указе должностные лица Грузии обязываются регулярно проводить пресс-конференции и доводить до общественности информацию о конкретных действиях по выполнению настоящего указа.

Контроль за выполнением указа возложен на госминистра (премьер-министра) Георгия Арсенишвили, который к 1 мая нынешнего года должен представить президенту страны список должностных лиц, не выполняющих должным образом требования указа. Примечательно, что госминистр отменил визит в США, сославшись на загруженность антикоррупционными делами.

В подтверждение реальности политики Шеварднадзе уже появилась первая жертва антикоррупционной войны – отправлен в отставку министр по управлению госимуществом Михаил Уклеба. На одном из последних заседаний правительства Шеварднадзе заявил, что профессиональный дипломат Михаил Уклеба (раньше он работал замминистра иностранных дел) должен был применить все свое искусство против “хищников от приватизации”, но оказался слишком слаб в деле борьбы с коррупцией в своем ведомстве.

По словам Шеварднадзе, Уклеба должен был сам подать заявление об отставке, однако на это у него “не хватило мужества”. “В своем докладе по антикоррупционным мерам Уклеба нарисовал такую картину, что я уж решил, что живу не в Грузии”, – сказал Шеварднадзе.

Особо важно, что значительную финансовую и техническую поддержку этой кампании в Грузии оказывают США. То есть Запад, видя реальное желание постсоветского государства построить цивилизованные рыночные отношения, готов помогать. По словам Эдуарда Шеварднадзе, американский финансист Джордж Сорос готов оказать финансовую поддержку созданию в Грузии специального координационного совета, предусмотренного Национальной программой борьбы с коррупцией (в Азербайджане о таком совете даже не помышляют. Более того, в отличие от Грузии в нашей стране до сих пор не создана даже счетная палата. То есть сегодня в Азербайджане нет ни одного органа, способного контролировать финансовую деятельность исполнительной власти).

В интервью национальному радио Шеварднадзе сообщил, что посетивший на днях Грузию Сорос заявил, что его фонд выработал новую стратегию в этом направлении, преследующую цель развернуть в Грузии бескомпромиссную борьбу с коррупцией и формирование в стране среднего слоя предпринимателей.

Впрочем, Грузия может рассчитывать не только на Джорджа Сороса. Американцы для защиты своих экономических интересов готовы предоставить имеющуюся у них информацию о коррумпированности грузинских чиновников. Именно так наблюдатели в Тбилиси трактовали недавний визит в Грузию директора ФБР Луиса Фри (в Азербайджан директор ФБР не заехал…).

По словам спикера парламента Грузии Зураба Жвания, генпрокуратура получит серьезную поддержку со стороны ФБР. “Луис Фри положительно оценивает разработанную в Грузии по поручению главы государства программу по борьбе с коррупцией”, – подчеркнул Жвания.

До визита в Тбилиси Луис Фри встречался с вице-президентом США Диком Чейни, госсекретарем Колином Пауэлом и с помощником президента по национальной безопасности Кондолизой Райс. Все это подтверждает, что внимание США к оздоровлению ситуации в Грузии будет значительным.

Кстати, несмотря на то, что основные оппозиционные партии осторожно восприняли эти меры, в общем действия Шеварднадзе пользуются общенациональной поддержкой.

Такие вот меры предпринимаются в соседней стране, находящейся в куда более тяжелом экономическом положении, чем Азербайджан. Здесь важно подчеркнуть, что по политическому опыту и возможностям маневрирования в своих странах Шеварднадзе и Гейдар Алиев практически равны. То есть все, что делает президент Грузии, вполне по силам азербайджанскому руководителю.

В Баку мы тоже были свидетелями громких совещаний у президента, на которых президент громогласно обвинял многих министров коррупции. Однако все они продолжают сидеть в своих креслах. А Джордж Сорос и Луис Фри пока не обещают нам никакой поддержки. И это нормально – чтобы получить поддержку, нужно самому изъявить желание. А у нас на вопрос о коррупции лишь раздраженно отвечают, что “она есть во всех странах мира”.

Правда, и мы пока не теряем надежды. Может быть, пример грузинских коллег заставит азербайджанских руководителей серьезно отнестись к реализации программы по борьбе с коррупцией, разработка которой как раз завершается.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год