Р.ОРУДЖЕВ
Как стало вчера известно, глава внешнеполитического ведомства страны Вилаят Гулиев совершит в октябре этого года официальный визит в Государство Израиль. В пресс-службе МИД, отвечая на вопрос “Эхо”, отметили, что пока еще рано говорить о конкретных целях и программе визита. Тем не менее показательным можно назвать тот факт, что сообщение о поездке главы внешнеполитического ведомства, предстоящей только через 4 с лишним месяца, прозвучало именно вчера, то есть прямо накануне визита президента Азербайджана в Иран.
И тем более интересным это выглядит на фоне последних действий, предпринимаемых Тель-Авивом в отношении Ирана. 16 мая газета Jerusalem Post сообщила, что правительство Израиля пытается убедить Вашингтон в необходимости включить тему создания в Иране оружия массового поражения в программу предстоящих вскоре переговоров Путина и Буша. Сотрудничество России и Ирана в сфере ядерных и ракетных технологий обсуждали представители Израиля и США на встрече, состоявшейся в понедельник в Вашингтоне. Неделей раньше другая израильская делегация посетила США специально для того, чтобы поговорить с американской администрацией о проблеме “утечки” российских технологий, пишет Jerusalem Post.
В последней встрече приняли участие заместитель госсекретаря США Ричард Армитадж и глава совета по национальной безопасности Израиля Узи Даян. По словам одного из израильских дипломатов, кабинет Шарона добивается того, чтобы тема иранской ядерной программы была “вплетена в ткань” переговоров Путина и Буша. При этом, как признают израильские представители, будет самонадеянно и нереалистично требовать от США задержки подписания договора о сокращении вооружений или отказа от формирования совместного комитета Россия-НАТО. Как заявил один из представителей израильской стороны, “Путин – серьезный лидер. Мы надеемся, он поймет, что существование ядерного Ирана не в его интересах”.
И в этот же четверг посетивший Баку представитель парламента Израиля сенатор Роман Бронфман заявил, что Израиль высоко ценит сотрудничество с Азербайджаном и приветствует его позицию, занятую после сентябрьских терактов 2001 года в США, а также по отношению к арабо-израильскому конфликту в Палестине. В ходе встречи с депутатами Милли меджлиса, членами группы по межпарламентским связям, гость отметил, что в его стране проживают 40 тысяч евреев, родиной которых является Азербайджан. В то же время в Азербайджане живут и работают около 30 тысяч евреев. Р.Бронфман особо выделил развитие отношений между Азербайджаном, Турцией и Израилем. Он отметил, что деловые люди Израиля и его правительство готовы внести свой вклад в развитие экономики Азербайджана, и прежде всего в такие ее сферы, как сельское хозяйство, туризм и электронная промышленность.
Возможно, все эти вопросы также станут темой встреч и обсуждений Вилаята Гулиева во время визита в Израиль. Своими взглядами на то, какие проблемы в азербайджано-израильских отношениях требуют двустороннего рассмотрения в первую очередь, с “Эхо” поделился политолог Расим Мусабеков.
“В первую очередь я должен сказать, что этот визит планируется уже давно. Я думаю, коль уж состоится визит Г.Алиева в Тегеран, то непременно должен состояться и визит главы МИД в Израиль. Что касается наших двусторонних отношений, для начала отмечу, что в Израиле живут 80 тысяч выходцев из Азербайджана. И, кстати, не только евреев. Это и многие азербайджанцы, чьи жены – еврейки или азербайджанцы, у которых матери – еврейки.
Так что в этом смысле в укреплении связей заинтересованы как Азербайджан, так и Израиль. Другой разговор, – отметил политолог, – что надо бы решить и вопрос с открытием азербайджанского посольства. И было бы хорошо, если бы приезд В.Гулиева в Израиль одновременно сопровождался бы и практическим решением вопроса открытия нашего представительства в Тель-Авиве”.
Понятно, что в условиях обострения палестино-израильского конфликта такое решение непосредственно сейчас может быть воспринято как вызов по отношению к арабскому миру, но первым же смягчением ситуации на Ближнем Востоке нужно воспользоваться для решения этого вопроса, чтобы потом все это воспринималось уже как свершившийся факт”.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год