НУРАНИ
Обстановка в республике вновь в центре внимания мировых масс-медиа. Попытка урегулировать территориальные проблемы с Китаем привела к небывалому росту внутриполитической напряженности в стране.
По мнению бывшего главы оборонного ведомства страны, а ныне председателя парламентского комитета по обороне Мырзакана Субанова, если власти в кратчайшие сроки не примут мер по стабилизации общественно-политической ситуации, то Кыргызстану угрожает гражданская война.
С таким заявлением Субанов выступил на заседании парламента, где рассматривалась ситуация в стране. Как полагает Субанов, президент Аскар Акаев “должен отложить все намеченные государственные встречи и дела” и провести встречу с депутатами обеих палат парламента для обсуждения мер по стабилизации ситуации.
Как отметил Субанов, учитывая, что на нынешней неделе премьер-министр ушел в отпуск по состоянию здоровья, “работа правительства практически парализована” на фоне увеличившихся акций протеста в регионах. А посему, полагает отставной министр обороны, необходимо принятие кардинальных шагов, в том числе активная работа депутатов с избирателями по сохранению общественного спокойствия и согласия в республике. Обстановка в Кыргызстане стала накаляться в последние несколько дней, и детонатором послужила попытка урегулирования территориальных споров с Китаем, оставшихся “в наследство” даже не от уже бывшего СССР, а от Российской империи.
Тот факт, что границы России и Китая на российских и китайских картах не совпадают, было замечено еще в XIX веке. Правда, официально наличие территориальных споров было признано в 1964 году, когда топографы сверили обменные карты Китая и Советского Союза. На одном только 1000-километровом киргизском участке советско-китайской границы, ставшем сегодня государственной границей Китая и независимого Кыргызстана, было обнаружено 25 спорных областей, общая же площадь спорных земель, по разным данным, доходила до 270 тысяч гектаров.
К тому же, как заявил на недавней пресс-конференции глава МИД Муратбек Иманалиев, на переговорах о разделе территорий дипломаты до сих пор вынуждены опираться на Чугучакский и Ново-Маргеланский договоры 1864 и 1884 годов, тогда как упоминавшиеся там географические названия давно не используются. Официальный Бишкек сразу же дал понять своим гражданам, что часть территорий в любом случае придется уступить.
Во-первых, переговоров и урегулирования без взаимных уступок не бывает, а во-вторых, Китай – это слишком ценный торговый и экономический партнер для Кыргызстана. Однако тот факт, что, по разным оценкам, Китаю в результате урегулирования споров должно было отойти от 90 до 125 тысяч гектаров земель, которые считались “исконно киргизскими” (киргизы, кстати, живут по обе стороны современной киргизско-китайской границы), не мог не привести к серии громких политических скандалов.
Лидер оппозиции Азимбек Бекназаров даже грозил Акаеву импичментом, обвиняя власти в том, что в ходе раздела пограничных земель были допущены процедурные нарушения, которые прямо указывают на сговор Акаева с китайской стороной. Тем не менее Бишкеку удалось подписать два основных соглашения с Китаем по пограничным вопросам в 1996 и 1999 году. Второй документ уже ратифицирован нижней палатой парламента Кыргызстана. Верхняя должна была рассмотреть его 10 мая.
И еще 7 мая Акаев призвал депутатов не затягивать с ратификацией соглашения. Однако очень скоро юг республики был охвачен волной протестов. Причем требованиями отказаться от выполнения киргизско-китайских договоренностей участники волнений – а в акциях протеста участвуют, по разным данным, от 3 до 5 тысяч человек – ограничиваться не стали.
Они требуют отставки президента, роспуска парламента, прекращения преследования Бекназарова, освобождения из-под стражи другого лидера оппозиции – бывшего премьер-министра страны Феликса Кулова, а также наказания чиновников, отдавших приказ стрелять по безоружным демонстрантам во время акций гражданского неповиновения в Аксыйском районе Кыргызстана в марте 2002 года. Тогда погибли 5 человек, около 90 получили ранения.
По некоторым данным, около 4 тысяч протестующих перекрыли трассу Ош-Бишкек, отрезав юг страны от столицы. Участники протеста, приехавшие с юга, провели серию акций протеста и в столице. Однако происходящее здесь очень скоро переросло в массовые беспорядки и столкновения с полицией.
По словам руководителей силовых ведомств Кыргызстана, массовые акции протеста не были санкционированы, и поэтому было принято решение о разгоне митинга. Всего же за последние дни в Бишкеке задержано около 40 участников пикетов, в том числе руководитель правозащитного движения Турсунбек Акунов. В то же время радио “Свобода” указывает, что речь идет примерно о ста арестованных.
“Составлены административные протоколы по статье 371 Кодекса об административной ответственности – неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника УВД и других лиц, осуществляющих обязанности по охране общественного порядка”, – пояснил глава МВД страны Темирбек Акматалиев. В результате теперь манифестанты требуют и освобождения арестованных в Бишкеке пикетчиков. Уже днем источники в киргизской оппозиции стали сообщать, что к Бишкеку с юга двинулась колонна более чем из 8 тысяч человек, которые ранее пикетировали трассу Ош-Бишкек.
Вряд ли тут имеет смысл упрекать в чем-то Китай. Урегулировать территориальный спор с соседями и при этом добиться для себя максимально выгодных условий – это вполне законное и объяснимое желание любой страны.
К тому же в Пекине не стали прибегать к односторонним шагам, а предпочли урегулировать ситуацию путем переговоров. Более того, спектр требований оппозиции – это красноречивое доказательство, что соглашения с Китаем попросту сыграли роль “детонатора”. А “взрывной материал” в Кыргызстане копился уже давно.
Как полагают многие наблюдатели, Аскар Акаев находится сегодня в весьма сложном положении. Размах протестов слишком серьезен, чтобы их можно было игнорировать. Но если президент сегодня отступит и пойдет на выполнение требований оппозиции (а в марте события развивались именно так), то он тем самым продемонстрирует, что силовое давление на власти может быть результативным.
Очевидно, что оппозиция в этом случае не остановится на достигнутом. И, похоже, руководители исполнительной власти Кыргызстана попросту не знают, что им теперь делать. Премьер-министр ушел в отпуск “по болезни”, президент отказался прийти на заседание парламента, сославшись на плохое самочувствие. А это значит, что реального сценария выхода из кризиса у властей, скорее всего, нет.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год