Р.ОРУДЖЕВ
Вчера в уютном конференц-зале “Амиров” “Хаят Парка” прошло важное, с точки зрения наших реалий, мероприятие, созвал которое общественный Форум “Во имя Азербайджана”.
Темой “круглого стола”, посетить который сочла необходимым большая часть влиятельных политиков, политологов и экономистов страны, была заявлена “Стратегия национального развития” (СНР). По словам президента Форума Эльдара Намазова, проведено уже 7 мероприятий, сопутствующих тематике “круглого стола”.
Споры о том, какой должна быть СНР идут во всех развивающихся странах мира, отметил он. Стратегия состоит из двух направлений – особенностей внутренней и внешней политики. Из всех стран бывшего СССР только страны Балтии сегодня достигли успеха в формировании своей СНР. Однако в мире есть примеры государств, прежде сопоставимых с Азербайджаном, сумевших за относительно короткий срок совершить скачок в развитии. Это Чили, Турция, Южная Корея.
Есть несколько причин, позволивших европейским постсоциалистическим странам добиться быстрого успеха. Это эффективная система госслужбы, четко определенная программа реформ и стабильность, ставшая следствием “бархатных революций”, сменивших власть в этих странах.
Однако методы реформ, проведенных в этих государствах, полностью совпадают с аналогичными действиями в азиатских и латиноамериканских республиках, где еще недавно правили военные хунты. Но есть и такие страны, где авторитарные режимы во главу угла ставят не реформы и развитие страны, а сохранение власти, как самоцель. Ярче всех в этом направлении проявляет себя Индонезия, отметил политолог.
В Азербайджане, считает Намазов, сложилась похожая ситуация. У нас люди, заявлявшие о своей приверженности нормам демократии, после прихода к власти неизменно вынуждены были либо двигаться к авторитаризму, либо уходить с политической сцены. Для мира уже почти аксиома, что главным периодом для заложения основ стабильности и демократического развития любого государства являются первые несколько лет его независимости. Несмотря на то, что Азербайджан многое упустил, в целом за 10 лет он успел обрести несколько положительных факторов своего сегодняшнего существования.
Это государственная независимость, и все ее атрибуты, проведение некоторых демократических реформ, и в частности, выжившая свобода слова, а также рост нового кадрового потенциала страны. За эти 10 лет, говорит Намазов, огромное количество людей прошли школу независимого политического и экономического менеджмента. А “рост массы высококвалифицированных специалистов рано или поздно перевешивает критическую отметку, и тогда неизбежно приходит время сказать свое слово и этой части граждан”.
Такие примеры уже наблюдались в разных странах. Сегодня, считает политолог, несколько неожиданно для многих, в Азербайджане вновь появляются условия для качественного скачка вперед. Один раз, 10 лет назад, мы не смогли правильно распорядиться такой возможностью, сегодня же важно не упустить этот шанс. Чтобы в полной мере сравняться по развитию с государствами Западной Европы, таким странам, как Азербайджан, нужно 30-50 лет развития.
Однако есть республики, преодолевшие этот путь за каких-то 10 лет. Особенность их в том, что помимо осознания необходимости реформ всеми слоями населения, в этих странах дополнительный толчок развитию давал мощный национальный дух, идея, которая разрабатывалась опять же специалистами. Называется этот вид внутренней политики “этностратегией” или “национал-реформаторством”.
Такой рывок поднял с колен в рекордно короткие сроки разрушенную второй мировой войной Германию и Японию. Сегодняшние успехи небольших Балтийских стран также можно увязать с грамотно ведущейся государственной этностратегией. Хотя есть и страны, живущие по 50 лет в ужасающих условиях. Нашим обществом тоже все больше овладевают пессимизм и апатия. Пора выбирать – либо разрабатывать свою модель национального развития, либо смириться с 10-летиями непроглядного существования, считает докладчик. Путь к нашей СНР лежит, по мнению Намазова, только через конструктивный диалог власти и оппозиции.
Перед Азербайджаном стоят три основные задачи, требующие решения: Карабах, тяжелая экономическая ситуация и пути выхода из нее, и гражданские права, необходимость их развития. Это три идеологемы нашей страны. Намазов абсолютно уверен в возможности прогрессивного пути для Азербайджана. “30% территории Кавказа – это Азербайджан, 35% населения Кавказа – это граждане Азербайджана, 60-70% всех природных ресурсов Кавказа – в Азербайджане. Наша страна имеет все возможности и должна бороться за роль регионального лидера Кавказа, такие амбиции уместны и полезны”.
В свою очередь политолог Расим Мусабеков заметил, что необходимо определиться и с моделью развития страны. По его мысли, западная ориентация – единственный спасительный путь для Азербайджана. Сотрудник кафедры философии Национальной АН Физули Мамедов высказал сомнение в способности современного азербайджанского общества реализовать хоть какую-то модель развития. “На какое общество вы рассчитываете? На какое государство?”.
Не так давно, заявил ученый, по стране проводились соцопросы для выявления жизненных приоритетов среднего азербайджанца. Оказалось, что процветание своего государства большинство наших сограждан считает не самой важной задачей в жизни; гораздо важнее для нас проблемы личностного или семейного уровня.
Однако Э.Намазов в ответ заявил, что результаты этого опроса отражают не ментальные характеристики и потенциал азербайджанского народа, а тяжелую социальную ситуацию, в которой он оказался. И эти условия необходимо менять. По мнению экс-посла в Китае Тамерлана Гараева, в первую очередь надо определиться с конкретной целью, которой мы хотим добиться, а выбор модели развития должно сделать само общество.
“На первом месте стоит восстановление территориальной целостности, на втором – создание гражданского общества. А та или иная экономическая модель – не самоцель, главное, чтобы ее возможностей хватало на обслуживание всех иных нужд народа”.
Во второй части мероприятия с докладом по экономическим аспектам национального развития выступил Сабит Багиров. В приведенных им таблицах-прогнозах на ближайшие десятилетия, выяснилось, что при существующих темпах роста, Азербайджан может достичь уровня западных стран примерно в течение 30 лет. А при падении темпов роста это может растянуться на 50-60 лет.
В выступлениях других экономистов, в частности, Инглаба Ахмедова были проанализированы причины отставания в экономическом развитии страны за последние 10 лет. Общее мнение участников дискуссии – Азербайджану нужно искать дополнительные источники ускорения экономического развития и обсуждения проблемы СНР необходимо продолжить и расширить.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год