А.ГАДЖИЕВА
Азербайджанский пианист Фарид Адыгезалзаде, живущий сейчас в Турции, на днях выступил в Баку в Театре оперы и балета с концертом в паре со своим братом, пианистом Мурадом Адыгезалзаде.
Это был концерт Азербайджанского государственного симфонического оркестра под управлением Рауфа Абдуллаева, на котором Фарид сыграл концерт Мориса Равеля для фортепиано с оркестром, а Мурад – концерт Чайковского для фортепиано с оркестром.
Это первый концерт Фарида Адыгезалзаде за те двенадцать лет, что он присутствует в Азербайджане только “эпизодически”. Раньше с маэстро Рауфом Абдуллаевым они музицировали вместе часто, и сейчас появилось желание это повторить. Фарид остался вполне доволен приемом публики. В ближайшее время он вернется в Турцию, где преподает в анатолийском университете, в государственной консерватории города Эскишехер на кафедре специального фортепиано, – там начинаются сессия, экзамены и надо провести последнюю подготовку со студентами.
Через некоторое время он начнет работу над новой концертной программой. Осенью этого года Фарид планирует представить ее бакинскому слушателю. Примечательно то, что он намерен организовать в Баку концерт в два рояля – совместный со своей супругой, пианисткой Назилей Адыгезалзаде. Такое уже было в Турции и получилось довольно успешно.
– Что побудило вас уехать из Азербайджана? Материально заинтересовали турецкие коллеги или были и другие причины?
– В 1991 году мы с Рауфом Абдуллаевым поставили в Турции в анкаринском театре оперы и балета спектакль, который прошел успешно. И сразу же после этого я получил приглашение работать в только что созданной консерватории в Эскишехере. Я принял это предложение. Так получилось, что у меня сложился очень хороший класс, интересная работа. Вот я на какое-то время и остался там поработать. Предложение было не только материально выгодным, но еще и творчески интересным – создавать консерваторию “с нуля” всегда очень интересно. Двенадцать лет я – доцент кафедры специального фортепиано. И концертная деятельность моя достаточно активна, выступаю в различных городах Турции – и с камерными ансамблями, и соло, и с оркестрами. Естественно, что со своим классом, студентами у нас бывают выездные концерты по городам Турции. Недавно пришла очень радостная новость: мой ученик поступил в Московскую консерваторию и завоевал в Санкт-Петербурге на всесоюзном конкурсе пианистов первый приз.
– А в Азербайджане вам было трудно найти применение своим способностям?
– Нет, конечно же. Я и до этого работал здесь в Музыкальной академии. По окончании аспирантуры был зачислен преподавателем на кафедру специального фортепиано…
– Вам не кажется, что вы выглядели бы положительным героем в том случае, если бы остались в Баку преподавать и ваши бакинские студенты брали бы призовые места в Санкт-Петербурге на том же самом всесоюзном конкурсе пианистов? Хотя, наверное, в Баку за это вы получали бы намного меньше того, что вам платят в Турции…
– (Улыбаясь) Да-да, я вас понимаю. Ну.., конечно… может быть, когда-нибудь это и воплотится в жизнь… естественно. Но пока у меня есть несколько учеников, обучение которых я считаю своим долгом довести до конца.
– Что нужно вам предложить, чтобы вы оставили Турцию и вернулись в Баку?
– Каждый артист, каждый творческий человек хочет, чтобы у него были определенные возможности, гарантии того, что он может здесь успешно работать, выступать с концертами, готовить кадры. Пока в Баку я таких предложений не получал.
– Если не секрет, сколько вам платят в Турции?
– Это зависит от многих обстоятельств. Получаем мы, конечно, не в валюте, а в турецких лирах. И сказать вам точно не могу, так как каждый месяц меняется налог, который мы платим. Я даже среднюю сумму не смогу назвать. Во всяком случае на жизнь хватает.
– На какую жизнь: на сладкую или приходится сильно ограничивать себя в роскоши?
– Ну, скажем, на полусладкую жизнь хватает. Я… доволен.
– Уже много лет наблюдается большой отток в Турцию азербайджанских музыкантов. Среди ваших студентов и преподавательского коллектива есть азербайджанцы?
– В этой консерватории, и в частности среди моих студентов, азербайджанцев нет. А преподаватели у нас из Баку есть. Мы поддерживаем друг с другом отношения. У каждого свои причины отъезда из Баку. Во всяком случае я могу сказать, что за все время своего пребывания там мы стараемся в силу своих возможностей пропагандировать азербайджанскую классическую музыку, на концертах включаем в программу произведения азербайджанских композиторов. И в образовательную программу мы также включаем произведения наших композиторов, таких, как Кара Караев, Фикрет Амиров, Акшин Ализаде, Ариф Меликов. Азербайджанскую классическую музыку в Турции хорошо знают и очень любят.
– А в Турции к классике относятся уважительнее, чем у нас?
– В Турции интерес к классической музыке, поп-музыке и народной музыке в равной степени серьезный. Конечно, телевидение, все средства массовой информации больше пропагандируют поп-музыку. Но классические концерты всегда проходят при переполненных залах и гробовой тишине – слушают с большим вниманием. Сейчас намного возрос интерес к классике. Кстати, и в Баку я наблюдал то же самое. По крайней мере во время нашего концерта пустых мест в зале я не увидел.
Очень показательный пример. Меня это очень обрадовало. В свое время, когда в филармонии выступали с концертами очень известные гастролеры, я помню, что в зале было тридцать пять – сорок человек. И это было очень прискорбно. Но сейчас, и по рассказам музыкантов, да и по своим личным наблюдениям, я сделал вывод, что в театре оперы и в других залах, где проходят классические концерты, бывают переполненные залы. Это очень отрадно.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год